Главная / Статьи / Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
« Назад

Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.

Чем выше и быстрее летит самолет, тем холоднее за бортом. И в кабине, если она не герметизирована и должным образом не отапливается. Разумеется, для современной авиационной техники эта проблема давно решена и может возникнуть лишь в случае серьезного ЧП. А вот пилотам прошлого века приходилось несладко: в мгновенно выстывающих и продуваемых машинах единственной защитой от мороза и ветра была теплая одежда. Желательно – очень теплая.

В те уже почти былинные времена у пилотов американских ВВС и появилась экипировка, которой суждено было прославиться сначала в небе, а затем на модных подиумах: кожаная куртка-бомбер B-3 на овчине.

Предки далекие и близкие

plane1 Факт, что характеристики летной формы напрямую зависят от возможностей самолетов. Пилотам медленных фанерных «этажерок» хватало стеганых жилетов и толстых брюк, позже в обиход вошли длинные и громоздкие плащи из жесткой кожи. Но воздушные машины летали все лучше, экипажам требовалась более надежная и удобная одежда.

В 1926 году в Великобритании впервые начали выпускать короткие кожаные куртки на овчинной подкладке для летчиков военно-воздушных сил. Идею подал знаменитый изобретатель и бесстрашный парашютист Лесли Лерой Ирвин, так что модель вошла в историю под наименованием Irvin Jackets RAF (Royal Air Forces). Покрой вышел весьма удачным, плотная овчина прекрасно согревала... но толщина «утепления» составляла почти два сантиметра! Создатели явно перестарались: представьте, сколько весила такая униформа? Тем не менее, именно она стала прямой «прародительницей» культового американского бомбера

Знакомьтесь – В-3 из 1934-го

Узнаваемый силуэт бомбера winter mission не перепутать ни с чем: объемный, свободный в плечах, с вертикальной молнией, большим отложным воротником из овчины, меховым выпуском по рукавам и нижнему краю. Для пошива все так же использовалась натуральная кожа высокого качества, но толщина подкладки в сравнении с Irvin Jackets уменьшилась, обретя оптимальный баланс «тепло/вес». Оригинальная модель 1930-х годов обходилась без резинок: ширину низа можно было отрегулировать при помощи накладных ремешков-утяжек с пряжками. Еще пара ремешков, поуже, располагалась на воротнике: поднятый и плотно стянутый ворот превращался в роскошную меховую «трубу», надежно укрывающую шею, подборок и затылок.

В целом все точно так же, как и у современных аутентичных курток. Но есть и отличия. Первое – накладной карман с косым входом. Изначально он был один, на правой стороне: сунуть печатки, свернутую в компактный прямоугольник карту. Второе – вставки из толстой конской кожи на внешней стороне рукавов, плечах... догадайтесь, зачем? Точно не для эстетики. Подсказка: в военных самолетах максимум места отводилось двигателям, вооружению, защите, а уж пилотской кабине – то, что останется. То есть места было очень мало, при любых движениях летчики, особенно имевшие крупную фигуру, постоянно задевали локтями и плечами жесткую металлическую обшивку. Вот чтобы довольно дорогая овчинная куртка не протиралась раньше времени, в зонах контакта и ставили более прочный материал.

Почему бомбер?

 Куртка Пилот из овчины B-3 Bomber Здесь все просто: bomber в переводе с английского означает «бомбардировщик». А как раз экипажи бомбардировщиков – «летающих крепостей» В-17 и «либерейторов» B-24 – в период Второй мировой войны в первую очередь снабжались летными куртками на овчине модели В-3. Тяжелые машины активно задействовались в боевых операциях, ради скрытности миссии добирались до целей, часто весьма удаленных, на большой высоте: семь-восемь километров, где температура воздуха опускается до –50-55оС. И летали при этом весьма быстро, крейсерская скорость составляла порядка 400 км/час. А уж если самолет получал пробоины и лишался даже призрачной изоляции от забортной атмосферы... В общем, особо теплые меховые бомберы были не прихотью, а в буквальном смысле жизненной необходимостью.

Наличие нашивок, шевронов, эмблем зависело от традиций подразделения, где служил владелец куртки. В войну случалось – и цветные картинки на кожаной спине рисовали, и размещали «отчеты о бомбежках»; командиры не препятствовали, военным летчикам позволено многое из того, что не прописано в уставах, зато способствует поддержанию боевого духа. Неведомо же, кто завтра не вернется на аэродром после очередного вылета, пусть успеют порадоваться...

Поколение потомков

Красивая и надежная утепленная куртка В-3 успела стать суперпопулярной в ВВС США, хотя оставалась «на вооружении» не слишком долго: уже в 1944 году на суд военных экспертов были представлены первые варианты летной формы не на натуральном меху, а из искусственных материалов. Но до этого на основе легендарного бомбера успели создать еще несколько моделей.

Бомбер В-6 выпуска 1939 года представлял собой более легкую и утилитарную редакцию: слой овчины еще немного «похудел» – до шести с половиной миллиметров, воротник стал чуть меньше и компактней, карманы обрели симметрию, исчезли грубоватые вставки. Уменьшился вес куртки, несмотря на то, что длина увеличилась до середины бедра. Получилось практично, стильно и вполне подходяще для полетов на средних высотах.

В 1943 году в bomber-семейство вошла модель ANJ-4. Здесь подкладка из овчины осталась, просто перестала выглядывать из пройм и по низу; косые карманы были заменены на большие квадратные накладные с клапанами. Всего через год появилась куртка B-15, или MIL-J-6251, сохранившая от меховых предшественников только овчинный воротник.

А в 1949 году в экипировку пилотов ворвался бомбер MA-1, где и воротник был уже трикотажным: тяжелый мех мешал должным образом закреплять парашютные ранцы. Больше овчинные куртки для нужд военной авиации США не разрабатывались. Началась эпоха нейлона и полиэфира.

Путь в легенду

Гражданская популярность бомбера В-3 из овчины развивалась по той же схеме, что и других видов военной формы: после окончания Второй мировой демобилизованные пилоты, вернувшись по домам, и не подумали сменить удобные, привычные, ставшие родными теплые кожаные куртки на что-то другое. Восхищение воинами-летчиками сформировало культ, культ взяли на вооружение модельеры одежды, мода превратила В-3 в легенду.

И вполне заслуженно: куртка стала символом храбрости, беззаветного исполнения долга, лучших качеств личности. Недаром именно в ней появлялся на экранах «король крутизны» Стив МакКуин, играли роли сильных и смелых мужчин другие великолепные актеры. Недаром уже несколько десятков лет лучшие производители утепленных кожаных курток снова и снова выпускают реплики знаменитого бомбера.

В каталогах Bison Store курткам В-3 отводится достойное место. Натуральная стриженая овчина, отделка кожей буйвола, традиционный для ВВС США коричневый цвет верха и светлый мех, утяжки низа и воротника на ремешках, аккуратная опушка. Дань мужеству, дань истории – и вызов для современников, желающих быть настоящими мужчинами.

Лого


Cтатьи по теме
Топ-10 отечественных военных самолетов
07.11.24
Топ-10 отечественных военных самолетов

Основные задачи боевых крылатых истребителей – уничтожение целей противника. С того момента, как появились первые самолеты, авиастроительная отрасль...

Boeing B-15. Небесный левиафан
28.10.24
Boeing B-15. Небесный левиафан

Когда говорят о гигантах авиации, многие сразу вспоминают современные тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты. Однако мало кто знает, что еще в 1930-х г....

Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...