Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
11.05.2023
Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.
Чем выше и быстрее летит самолет, тем холоднее за бортом. И в кабине, если она не герметизирована и должным образом не отапливается. Разумеется, для современной авиационной техники эта проблема давно решена и может возникнуть лишь в случае серьезного ЧП. А вот пилотам прошлого века приходилось несладко: в мгновенно выстывающих и продуваемых машинах единственной защитой от мороза и ветра была теплая одежда. Желательно – очень теплая.
В те уже почти былинные времена у пилотов американских ВВС и появилась экипировка, которой суждено было прославиться сначала в небе, а затем на модных подиумах: кожаная куртка-бомбер B-3 на овчине.
Предки далекие и близкие
Факт, что характеристики летной формы напрямую зависят от возможностей самолетов. Пилотам медленных фанерных «этажерок» хватало стеганых жилетов и толстых брюк, позже в обиход вошли длинные и громоздкие плащи из жесткой кожи. Но воздушные машины летали все лучше, экипажам требовалась более надежная и удобная одежда.
В 1926 году в Великобритании впервые начали выпускать короткие кожаные куртки на овчинной подкладке для летчиков военно-воздушных сил. Идею подал знаменитый изобретатель и бесстрашный парашютист Лесли Лерой Ирвин, так что модель вошла в историю под наименованием Irvin Jackets RAF (Royal Air Forces). Покрой вышел весьма удачным, плотная овчина прекрасно согревала... но толщина «утепления» составляла почти два сантиметра! Создатели явно перестарались: представьте, сколько весила такая униформа? Тем не менее, именно она стала прямой «прародительницей» культового американского бомбера
Знакомьтесь – В-3 из 1934-го
Узнаваемый силуэт бомбера winter mission не перепутать ни с чем: объемный, свободный в плечах, с вертикальной молнией, большим отложным воротником из овчины, меховым выпуском по рукавам и нижнему краю. Для пошива все так же использовалась натуральная кожа высокого качества, но толщина подкладки в сравнении с Irvin Jackets уменьшилась, обретя оптимальный баланс «тепло/вес». Оригинальная модель 1930-х годов обходилась без резинок: ширину низа можно было отрегулировать при помощи накладных ремешков-утяжек с пряжками. Еще пара ремешков, поуже, располагалась на воротнике: поднятый и плотно стянутый ворот превращался в роскошную меховую «трубу», надежно укрывающую шею, подборок и затылок.
В целом все точно так же, как и у современных аутентичных курток. Но есть и отличия. Первое – накладной карман с косым входом. Изначально он был один, на правой стороне: сунуть печатки, свернутую в компактный прямоугольник карту. Второе – вставки из толстой конской кожи на внешней стороне рукавов, плечах... догадайтесь, зачем? Точно не для эстетики. Подсказка: в военных самолетах максимум места отводилось двигателям, вооружению, защите, а уж пилотской кабине – то, что останется. То есть места было очень мало, при любых движениях летчики, особенно имевшие крупную фигуру, постоянно задевали локтями и плечами жесткую металлическую обшивку. Вот чтобы довольно дорогая овчинная куртка не протиралась раньше времени, в зонах контакта и ставили более прочный материал.
Почему бомбер?
Здесь все просто: bomber в переводе с английского означает «бомбардировщик». А как раз экипажи бомбардировщиков – «летающих крепостей» В-17 и «либерейторов» B-24 – в период Второй мировой войны в первую очередь снабжались летными куртками на овчине модели В-3. Тяжелые машины активно задействовались в боевых операциях, ради скрытности миссии добирались до целей, часто весьма удаленных, на большой высоте: семь-восемь километров, где температура воздуха опускается до –50-55оС. И летали при этом весьма быстро, крейсерская скорость составляла порядка 400 км/час. А уж если самолет получал пробоины и лишался даже призрачной изоляции от забортной атмосферы... В общем, особо теплые меховые бомберы были не прихотью, а в буквальном смысле жизненной необходимостью.
Наличие нашивок, шевронов, эмблем зависело от традиций подразделения, где служил владелец куртки. В войну случалось – и цветные картинки на кожаной спине рисовали, и размещали «отчеты о бомбежках»; командиры не препятствовали, военным летчикам позволено многое из того, что не прописано в уставах, зато способствует поддержанию боевого духа. Неведомо же, кто завтра не вернется на аэродром после очередного вылета, пусть успеют порадоваться...
Поколение потомков
Красивая и надежная утепленная куртка В-3 успела стать суперпопулярной в ВВС США, хотя оставалась «на вооружении» не слишком долго: уже в 1944 году на суд военных экспертов были представлены первые варианты летной формы не на натуральном меху, а из искусственных материалов. Но до этого на основе легендарного бомбера успели создать еще несколько моделей.
Бомбер В-6 выпуска 1939 года представлял собой более легкую и утилитарную редакцию: слой овчины еще немного «похудел» – до шести с половиной миллиметров, воротник стал чуть меньше и компактней, карманы обрели симметрию, исчезли грубоватые вставки. Уменьшился вес куртки, несмотря на то, что длина увеличилась до середины бедра. Получилось практично, стильно и вполне подходяще для полетов на средних высотах.
В 1943 году в bomber-семейство вошла модель ANJ-4. Здесь подкладка из овчины осталась, просто перестала выглядывать из пройм и по низу; косые карманы были заменены на большие квадратные накладные с клапанами. Всего через год появилась куртка B-15, или MIL-J-6251, сохранившая от меховых предшественников только овчинный воротник.
А в 1949 году в экипировку пилотов ворвался бомбер MA-1, где и воротник был уже трикотажным: тяжелый мех мешал должным образом закреплять парашютные ранцы. Больше овчинные куртки для нужд военной авиации США не разрабатывались. Началась эпоха нейлона и полиэфира.
Путь в легенду
Гражданская популярность бомбера В-3 из овчины развивалась по той же схеме, что и других видов военной формы: после окончания Второй мировой демобилизованные пилоты, вернувшись по домам, и не подумали сменить удобные, привычные, ставшие родными теплые кожаные куртки на что-то другое. Восхищение воинами-летчиками сформировало культ, культ взяли на вооружение модельеры одежды, мода превратила В-3 в легенду.
И вполне заслуженно: куртка стала символом храбрости, беззаветного исполнения долга, лучших качеств личности. Недаром именно в ней появлялся на экранах «король крутизны» Стив МакКуин, играли роли сильных и смелых мужчин другие великолепные актеры. Недаром уже несколько десятков лет лучшие производители утепленных кожаных курток снова и снова выпускают реплики знаменитого бомбера.
В каталогах Bison Store курткам В-3 отводится достойное место. Натуральная стриженая овчина, отделка кожей буйвола, традиционный для ВВС США коричневый цвет верха и светлый мех, утяжки низа и воротника на ремешках, аккуратная опушка. Дань мужеству, дань истории – и вызов для современников, желающих быть настоящими мужчинами.