Главная / Статьи / Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
« Назад

Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.

Чем выше и быстрее летит самолет, тем холоднее за бортом. И в кабине, если она не герметизирована и должным образом не отапливается. Разумеется, для современной авиационной техники эта проблема давно решена и может возникнуть лишь в случае серьезного ЧП. А вот пилотам прошлого века приходилось несладко: в мгновенно выстывающих и продуваемых машинах единственной защитой от мороза и ветра была теплая одежда. Желательно – очень теплая.

В те уже почти былинные времена у пилотов американских ВВС и появилась экипировка, которой суждено было прославиться сначала в небе, а затем на модных подиумах: кожаная куртка-бомбер B-3 на овчине.

Предки далекие и близкие

plane1 Факт, что характеристики летной формы напрямую зависят от возможностей самолетов. Пилотам медленных фанерных «этажерок» хватало стеганых жилетов и толстых брюк, позже в обиход вошли длинные и громоздкие плащи из жесткой кожи. Но воздушные машины летали все лучше, экипажам требовалась более надежная и удобная одежда.

В 1926 году в Великобритании впервые начали выпускать короткие кожаные куртки на овчинной подкладке для летчиков военно-воздушных сил. Идею подал знаменитый изобретатель и бесстрашный парашютист Лесли Лерой Ирвин, так что модель вошла в историю под наименованием Irvin Jackets RAF (Royal Air Forces). Покрой вышел весьма удачным, плотная овчина прекрасно согревала... но толщина «утепления» составляла почти два сантиметра! Создатели явно перестарались: представьте, сколько весила такая униформа? Тем не менее, именно она стала прямой «прародительницей» культового американского бомбера

Знакомьтесь – В-3 из 1934-го

Узнаваемый силуэт бомбера winter mission не перепутать ни с чем: объемный, свободный в плечах, с вертикальной молнией, большим отложным воротником из овчины, меховым выпуском по рукавам и нижнему краю. Для пошива все так же использовалась натуральная кожа высокого качества, но толщина подкладки в сравнении с Irvin Jackets уменьшилась, обретя оптимальный баланс «тепло/вес». Оригинальная модель 1930-х годов обходилась без резинок: ширину низа можно было отрегулировать при помощи накладных ремешков-утяжек с пряжками. Еще пара ремешков, поуже, располагалась на воротнике: поднятый и плотно стянутый ворот превращался в роскошную меховую «трубу», надежно укрывающую шею, подборок и затылок.

В целом все точно так же, как и у современных аутентичных курток. Но есть и отличия. Первое – накладной карман с косым входом. Изначально он был один, на правой стороне: сунуть печатки, свернутую в компактный прямоугольник карту. Второе – вставки из толстой конской кожи на внешней стороне рукавов, плечах... догадайтесь, зачем? Точно не для эстетики. Подсказка: в военных самолетах максимум места отводилось двигателям, вооружению, защите, а уж пилотской кабине – то, что останется. То есть места было очень мало, при любых движениях летчики, особенно имевшие крупную фигуру, постоянно задевали локтями и плечами жесткую металлическую обшивку. Вот чтобы довольно дорогая овчинная куртка не протиралась раньше времени, в зонах контакта и ставили более прочный материал.

Почему бомбер?

 Куртка Пилот из овчины B-3 Bomber Здесь все просто: bomber в переводе с английского означает «бомбардировщик». А как раз экипажи бомбардировщиков – «летающих крепостей» В-17 и «либерейторов» B-24 – в период Второй мировой войны в первую очередь снабжались летными куртками на овчине модели В-3. Тяжелые машины активно задействовались в боевых операциях, ради скрытности миссии добирались до целей, часто весьма удаленных, на большой высоте: семь-восемь километров, где температура воздуха опускается до –50-55оС. И летали при этом весьма быстро, крейсерская скорость составляла порядка 400 км/час. А уж если самолет получал пробоины и лишался даже призрачной изоляции от забортной атмосферы... В общем, особо теплые меховые бомберы были не прихотью, а в буквальном смысле жизненной необходимостью.

Наличие нашивок, шевронов, эмблем зависело от традиций подразделения, где служил владелец куртки. В войну случалось – и цветные картинки на кожаной спине рисовали, и размещали «отчеты о бомбежках»; командиры не препятствовали, военным летчикам позволено многое из того, что не прописано в уставах, зато способствует поддержанию боевого духа. Неведомо же, кто завтра не вернется на аэродром после очередного вылета, пусть успеют порадоваться...

Поколение потомков

Красивая и надежная утепленная куртка В-3 успела стать суперпопулярной в ВВС США, хотя оставалась «на вооружении» не слишком долго: уже в 1944 году на суд военных экспертов были представлены первые варианты летной формы не на натуральном меху, а из искусственных материалов. Но до этого на основе легендарного бомбера успели создать еще несколько моделей.

Бомбер В-6 выпуска 1939 года представлял собой более легкую и утилитарную редакцию: слой овчины еще немного «похудел» – до шести с половиной миллиметров, воротник стал чуть меньше и компактней, карманы обрели симметрию, исчезли грубоватые вставки. Уменьшился вес куртки, несмотря на то, что длина увеличилась до середины бедра. Получилось практично, стильно и вполне подходяще для полетов на средних высотах.

В 1943 году в bomber-семейство вошла модель ANJ-4. Здесь подкладка из овчины осталась, просто перестала выглядывать из пройм и по низу; косые карманы были заменены на большие квадратные накладные с клапанами. Всего через год появилась куртка B-15, или MIL-J-6251, сохранившая от меховых предшественников только овчинный воротник.

А в 1949 году в экипировку пилотов ворвался бомбер MA-1, где и воротник был уже трикотажным: тяжелый мех мешал должным образом закреплять парашютные ранцы. Больше овчинные куртки для нужд военной авиации США не разрабатывались. Началась эпоха нейлона и полиэфира.

Путь в легенду

Гражданская популярность бомбера В-3 из овчины развивалась по той же схеме, что и других видов военной формы: после окончания Второй мировой демобилизованные пилоты, вернувшись по домам, и не подумали сменить удобные, привычные, ставшие родными теплые кожаные куртки на что-то другое. Восхищение воинами-летчиками сформировало культ, культ взяли на вооружение модельеры одежды, мода превратила В-3 в легенду.

И вполне заслуженно: куртка стала символом храбрости, беззаветного исполнения долга, лучших качеств личности. Недаром именно в ней появлялся на экранах «король крутизны» Стив МакКуин, играли роли сильных и смелых мужчин другие великолепные актеры. Недаром уже несколько десятков лет лучшие производители утепленных кожаных курток снова и снова выпускают реплики знаменитого бомбера.

В каталогах Bison Store курткам В-3 отводится достойное место. Натуральная стриженая овчина, отделка кожей буйвола, традиционный для ВВС США коричневый цвет верха и светлый мех, утяжки низа и воротника на ремешках, аккуратная опушка. Дань мужеству, дань истории – и вызов для современников, желающих быть настоящими мужчинами.

Лого


Cтатьи по теме
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...

Берет: цветной знак различия и почета
16.01.24
Берет: цветной знак различия и почета

Стройные ряды десантников, марширующих на параде в беретах с начищенными до блеска кокардами. Фотографии из архивов спецназа – видавшие виды камуфляжные...

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
12.12.23
Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек...

История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!
17.10.23
Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!

Первое, что следует принять как аксиому: далеко не каждое кепи, сшитое из...

История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный...

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории...

Шапка-ушанка: происхождение и биография
17.08.23
Шапка-ушанка: происхождение и биография

Эх, шапка-ушанка, голова – два уха... Впрочем, почему только два? В прародителях этого головного убора были шапки и с тремя полноценными «ушами». А также...

Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории
17.07.23
Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории

Жилет. Один из самых распространенных, универсальных, интересных, неоднозначных и, чего лукавить, загадочных предметов одежды. «Что же тут загадочного?»...