Главная / Статьи / «Клуб золотых рыбок»: взлететь в небо, упасть в воду и выжить

«Клуб золотых рыбок»: взлететь в небо, упасть в воду и выжить

«Клуб золотых рыбок»: взлететь в небо, упасть в воду и выжить
« Назад

Что может объединять участников клуба, который носит простое и даже чуть романтичное название «Золотая рыбка»? Навскидку в голову приходит масса вариантов, от сообщества любителей рыбалки и кружка аквариумистов до секции тематических коллекционеров. Впрочем, угадывать в этом случае бесполезно. А чтобы знать точно, придется вернуться на восемь десятков лет назад...

Один из самых уникальных закрытых клубов в мире Goldfish Club был образован в 1942 году. А получить членскую карточку можно было только одним-единственным способом: оказаться в воде после крушения воздушного судна – не важно, спрыгнув с парашютом или рухнув вместе с машиной – и выжить с помощью надувного средства спасения: жилета, шлюпки или плота. Под «водой» понимался любой водоем, будь то океан, море, река или канал. Под «воздушным судном» – обычно самолет, но не исключались и вертолеты, и даже дирижабли.

Неожиданно? Не то слово...

Как рыбка обрела крылья

 shtorm Как часто случается, инициатива создания клуба пришла вовсе не со стороны непосредственных участников «приводнений». В исторических каналах записано, что честь генерировать эту идею досталась некоему британскому джентльмену К.А. Робертсону: он возглавлял один из отделов фирмы PB Cow & Co, занимавшейся, как можно догадаться, выпуском спасательных принадлежностей для моряков и летчиков. Сложно сейчас сказать, сколько в этом было от порыва души, а сколько – от продуманного пиара, но вышло, как вышло.

Символом вновь образованного клуба стала золотая рыбка. Как объясняли основатели сообщества, золото призвано символизировать высочайшую ценность человеческой жизни, а сама рыба... ну понятно, воду. Впрочем, в нашей стране наверняка усмотрели бы в этой символике еще один смысл: в сказках золотая рыбка исполняет желания, а чего можно желать, рушась с небес в холодные волны? Только одного – остаться в живых.

На эмблеме клуба, которая обычно вышивалась на специальном шевроне, довольно схематично изображенная рыбка то ли скользит по настолько же схематичным синим волкам-полоскам, то ли летит низко над ними. А вместо спинного плавника разворачивается большое белое крыло: не самолетное, птичье, с детально прорисованными перьями. Еще один намек на чудесные спасения на водах... Надо добавить, что одной из важнейших целей клуба являлся именно обмен опытом выживания в таких условиях – и распространение этого опыта, прежде всего в военных кругах.

Девять тысяч экстремальных ситуаций

Итак, Goldfish Club. Закрытый «Клуб золотой рыбки». Или «золотых рыбок», поскольку число его участников довольно быстро увеличивалось и к концу Второй мировой войны достигло девяти тысяч. Закрытым же клуб стал не из-за каприза учредителей, а просто по факту: специально подстроить крушение самолета в строго определенных условиях невероятно сложно, да и кто бы на это пошел?! Но и случайностей более чем хватало – судьба военных летчиков непредсказуема и порой меняется за какие-то секунды.

Как затем оказалось, и в относительно мирные времена небесная планида не отказывается от своих сюрпризов: после того, как война окончилась, заявки в клуб продолжали поступать! И хотя в 1947 году деятельность Goldfish Club затихла, уже через несколько лет, в 1951-м, настал период нового оживления – помогла публикация в одном из популярных изданий; в 1953 году состоялась большая встреча участников, сообщество было возрождено и успешно продолжило свое существование. Правда, к концу прошлого века среди новых членов клуба стали доминировать вертолетчики: военные самолеты уже дошли до той стадии технического совершенства, когда аварии случаются редко – и, увы, еще реже с благополучным исходом для пилотов.

Интересно, но у клуба был шанс заполучить уникального члена: когда в конце 1980-х знаменитый коммерсант и неуемный путешественник-экстремал Ричард Брэнсон был вынужден покинуть свой воздушный шар у Ирландского побережья и дожидаться, пока его выловят из холодной воды моряки британского военно-морского флота. Но Брэнсон, как с ним в большинстве случаев и бывало, поступил непредсказуемо и от звания «золотой рыбки» отказался.

«Сестра» рыбки – гусеница

Немного отвлечемся: на самом деле Goldfish Club не одинок в своей необычности. Подобное сообщество, дорогу в которое нельзя было открыть никакими деньгами, статусами и ухищрениями, тоже связанное с небом и намного более известное, возникло на двадцать лет раньше. В 1922 году был создан Caterpillar – «Клуб гусениц», объединявший тех, кто прыгнул с парашютом при крушении воздушного судна и таким образом спасся. Почему в названии фигурирует гусеница? Шелк, из которого шились парашюты, создают гусеницы шелкопряда; не зря девизом Caterpillar стала фраза: «Жизнь зависит от шелковой нити».

Существует и более философское (но менее убедительное) объяснение – гусеница превращается в куколку, а затем в бабочку и взлетает, покидая свой разрушенный кокон, совсем как летчик, оставляющий гибнущий самолет ради короткого полета к земле под куполом – и дальнейших взлетов на крыльях новой воздушной машины.

Как это было

 krushenie Часы летчика британской авиации Дэвида Лезера замерли на отметке 7.46 утра 21 июня 1942 года: именно в этот момент его самолет рухнул в море. Еще в начале вылета он обратил внимание, что «голос» мотора звучит как-то неправильно, но времени разбираться уже не осталось. Прячась от немецких радаров, машина шла очень низко над волнами – и Дэвид сам не понял, как оказался в воде. Он провел на плаву три часа, прежде чем яркий жилет заметили с проходящего итальянского авианосца.

А вот Дуг Каннинг, другой пилот, очень хорошо прочувствовал момент падения. Дело было у берегов Дании: четырехмоторный бомбардировщик Stirling Королевских ВВС вдруг зачихал всеми двигателями сразу и резко пошел вниз. Экипаж только успел сбросить спасательную шлюпку и выбраться из машины, как прозвучал взрыв, и бомбардировщик в буквальном смысле развалился на части, которые тут же ушли на дно. В чем была причина аварии, никто никогда уже не узнает. А Дуга и его товарищей ждало спасение в виде датской рыбачьей лодки, мытарства на занятой нацистами территории и, наконец, возвращение домой.

Ситуацию Норы Андерсен, молодого радиомеханика, спустя столько времени можно даже назвать забавной. Она оказалась в море во время испытаний... самолета-амфибии, большого и слегка неуклюжего на вид британского биплана Walrus – «Моржа». Неудивительно, что Нора не сразу сообразила, что произошла авария – хотя план полета вроде бы посадок на воду не предусматривал, но это же гидросамолет! И мало ли о чем могли не сообщить простому персоналу. Даже сильная тряска во время приводнения не особо смутила девушку, и происходящее она оценила, только когда «Морж» недвусмысленно нырнул носом в волны. Спасательный жилет помог удержаться на воде до момента, когда с находившегося неподалеку катера британских ВВС ее без особого пиетета подцепили багром за лямку и вытянули на палубу.

Актриса и спасжилеты

И еще одно отступление. Индивидуальные спасательные жилеты, которым комплектовались воздушные суда Королевских ВВС Великобритании в 1940-х годах, имели собственное прозвище: «Мэй Уэст». Так звали голливудскую актрису, популярную в 1920-30-х годах благодаря не столько таланту, сколько скандальному характеру и великолепной фигуре. Военные часто склонны к прямолинейному юмору, и игра слов (на английском языке жилет – vest, а общеизвестный сигнал бедствия звучит как «мэйдэй») вкупе с восхищением пышными формами кинозвезды привела к тому, что иначе как «Мэй Уэст» спасжилеты и не называли.

Сама Мэй, кстати, об этом знала и была крайне польщена, о чем и не преминула сообщить в открытом письме «мальчикам» из британских военно-воздушных сил. А термин Mae West вполне употребителен и сегодня в авиации Великобритании и США.

Как платановое семечко...

Когда за плечами более тридцати боевых вылетов, как было у хвостового стрелка Билла Стоунмана, без катастроф и ранений – поневоле начинаешь верить в счастливую звезду. Потому в июле 1944 года, падая в Средиземное море на бомбардировщике Halifax, Билл даже не испытывал особого страха; по его собственным словам, самолет, подбитый немецким истребителем, сорвался с неба «как платановое семечко».

И не слишком ошибся: хотя самолет был почти разрушен, с пробитыми топливными баками, сам Билл остался вполне целым. Он выбрался из тонущей машины через аварийный люк, сумел разыскать в хаосе обломков вокруг автоматически надувшуюся спасательную шлюпку и помог перебраться в нее другим членам экипажа, которым повезло меньше: кто ударился головой, кто сломал руку или ребра. Под воду вместе с «Галифаксом» ушел только штурман, которого Билл просто не смог найти за те несколько коротких минут. Через час шлюпку обнаружило итальянское судно.

Билл Стоунман дожил до глубокой старости и больше всего гордился своим значком «Клуба золотых рыбок»: он напоминал о том, что не только твоя жизнь, но и жизни тех, кто рядом, часто зависят от умения предельно собраться в критической ситуации.

О книгах, шевронах и мужском характере

Все случаи, о которых шла речь выше, и многие другие жизненные истории членов Goldfish Club долгое время передавались только устно, становились частью фольклора. Но в 2012 году Дэнни Данцигер, писатель и телеведущий, выпустил книгу под названием The Goldfish Club, где собрал рассказы «тех, кто упал с неба и выжил на воде». Жаль, что вышла она ограниченным тиражом и на русский язык не переводилась.

Как уже было сказано, «Клуб золотых рыбок» возник в 1942 году, в тяжелое военное время, когда все ресурсы были учтены и на любые нужды, кроме войны, расходовались крайне экономно. Так что никаких дорогих памятных знаков даже первые участники сообщества не получали – не сравнить с более ранним клубом «Гусеница», в котором поначалу членам преподносили значки-гусеницы из золота с рубиновыми глазами! Но тем дороже для «золотых рыбок» оказывался обычный вышитый тканевый шеврон: по уставу, его нельзя было носить на военной форме, но на «выходную» одежду это правило не распространялось, и летчики с гордостью помещали на рукав золотистую рыбку с крыльями. А на повседневной форме, к слову сказать, часто просто прятали, пришивая изнутри на клапан нагрудного кармана.

Аутентичный шеврон Goldfish Club украшает мужские кожаные куртки и френчи – реплики формы летчиков и моряков британских ВВС периода Второй мировой войны – из коллекции Bison Store. И это не простое копирование, и не только дань уважения мужеству военных пилотов прошлого. Скорее, это напоминание, знак того, что настоящий сильный человек всегда готов к любым обстоятельствам, даже самым критическим: потому что, как говорил Билл Стоунман, главное для мужчины – не раскисать, тогда выживешь и ты, и другие.

Лого


Cтатьи по теме
Топ-10 отечественных военных самолетов
07.11.24
Топ-10 отечественных военных самолетов

Основные задачи боевых крылатых истребителей – уничтожение целей противника. С того момента, как появились первые самолеты, авиастроительная отрасль...

Boeing B-15. Небесный левиафан
28.10.24
Boeing B-15. Небесный левиафан

Когда говорят о гигантах авиации, многие сразу вспоминают современные тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты. Однако мало кто знает, что еще в 1930-х г....

Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...