МиГ-19 – первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель
17.01.2025
В январе 1954 г. был организован первый полёт сверхзвукового истребителя СМ-9/1, он являлся прототипом самолёта МиГ-19. За штурвалом был Григорий Седов – опытный лётчик-испытатель. Уже во время второго полёта он смог преодолеть звуковой барьер и в дальнейшем выполнил на данной машине более 130 полётов. Мощные двигатели, каждый тягой более чем 3000 кг на форсаже, отличная аэродинамика, тонкие стреловидные крылья – данные характеристики позволили стать MиГ-19 основным истребителем. Он был сконструирован в промежутке между такими легендарными самолетами как МиГ-15 и МиГ-21. Сотрудники КБ Микояна получили ценнейший опыт и смогли перейти к созданию высотных, сверхзвуковых самолетов.
Гонка за скоростью
В 20-х годах 20-го столетия появились первые реактивные истребители. Перед авиаконструкторами стояла важная задача – обогнать звук. Осенью 1947 г. на экспериментальной машине данный рубеж смог преодолеть лётчик-испытатель из Америки, ему во время полёта удалось достичь значений сверхзвуковой скорости. Через несколько месяцев опытный советский лётчик также достиг скорости звука. В течение 30 дней он повторил свой рекорд шесть раз.
Наряду с экспериментальными авиалайнерами, некоторые истребители тоже смогли преодолеть сверхзвуковой барьер, однако, уже во время первых полётов были выявлены серьезные проблемы: на предельных скоростях машина тяжело отклонялась в нужную сторону. Перед конструкторами встала непростая задача – совместить в одном самолёте манёвренность и характеристики сверхзвукового истребителя. Надежный МиГ-19 смог в полной мере продемонстрировать нужные качества.
Первый сверхзвуковой
В 1954 г. началось планомерное производство МиГ-19, сборка самолётов выполнялась на заводах в Новосибирске и в Горьком. Всего было выпущено около 2 тыс. машин, по лицензии – более 4,5 тыс. Весной 1955 г. «миги» участвовали в военных испытаниях, а через несколько месяцев уже 48 машин приняли участие в захватывающем воздушном параде. Пилотажной группой летчиков руководил дважды герой СССР Евгений Савицкий. После авиапарада истребитель получил в НАТО кодовое название Farmer-A. 19-й смог достичь скорости равной 1452 км/час. С помощью самолёта был проведён эксперимент по бомбометанию с кабрированием.
Модификации
С 1955 года стали выпускать новые модификации истребителя:
- конструкторы, решая задачу повысить функциональные характеристики самолёта, спроектировали облегчённый МиГ-19СВ, который имел более мощные двигатели.
- Миг-19П был оснащен радиолокационной станцией, которая обеспечивала возможность в любую погоду и на значительных расстояниях обнаруживать воздушную цель, а затем наводить на неё ракету.
- Вслед за МиГ-19П был выпущен опытный СМ-10. Самолёт мог выполнить дозаправку топливом прямо в воздухе.
- Модификация «девятнадцатого» – истребитель СМ-20 мог стыковаться во время полёта с тяжелым бомбардировщиком.
- Неуязвимый перехватчик СМ-50 был оборудован дополнительным жидким реактивным двигателем, который обеспечивал возможность развивать скорость около 1800 км/час.
- СМ-30 был создан для безаэродромного старта. Самолёт взлетал с рампы, которую в любую точку мог доставить простой тягач. Тяга двигателей увеличивалась благодаря тяге особого порохового ускорителя.
Всего в течение пяти лет было выпущено более 2000 МиГ-19 разных модификаций. Более 3000 самолётов было построено по лицензии в Китае, и около 100 – в Чехословакии.
Работа над 19-м и создание его модификаций стала серьезной «школой» для советских лётчиков-испытателей, авиаконструкторов. Благодаря накопленному опыту они смогли перейти к МиГ-21, а чуть позже - к знаменитому МиГ-25, истребитель развивал скорость, которая в несколько раз превосходила скорость звука.
Для военных лётчиков-испытателей форма всегда была важна. Авиационные куртки стали символом отваги и профессионализма. Приобретайте летную куртку ВВС СССР Pilot MiG-3. Высококачественная модель сшита из прочной кожи буйвола. Зимняя куртка-бомбер с меховым воротником не сковывает движения, станет отличным выбором для покупателей, которые ценят в одежде неповторимый стиль, удобство и комфорт.