Главная / Статьи / Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе

Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе

Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе
« Назад

La belle France! Прекрасная, романтичная страна, символ красоты и любви, свободы и чести…

В 1940 году Франция не была ни свободной, ни романтичной. Да и с честью возникли проблемы, когда 22 июня, ровно за год до начала Великой Отечественной войны, французское правительство капитулировало перед нацистской Германией. Но, как показали дальнейшие события, – можно упразднить Республику, можно оккупировать Париж, но истребить французский свободолюбивый дух не по силам никаким захватчикам.

Движение Сопротивления поднялось почти сразу, его возглавил генерал-легенда Шарль де Голль. Осенью 1941 года «Свободную Францию» официально признал Советский Союз, уже ведущий тяжелейшую в истории государства войну. А 29 октября 1942 года на аэродроме в Иваново приземлился самолет, из которого вышли четырнадцать французских пилотов: основа истребительной авиационной эскадрильи «Нормандия».

Они не могли бить врага в небе над сдавшейся Францией, а потому прилетели сражаться в российском небе – в том числе и за свободу собственной родины. 

нормандские львы

Нормандские львы

Официальный день рождения эскадрильи – 1 сентября 1942 года, место формирования – ливанский город Раяк. Имя «Нормандия» было принято по предложениям самих летчиков: многие родились и жили в этой части Франции. На эмблеме нового военного подразделения гордо красовались два гербовых нормандских льва, готовых к бою; воздушную стихию обозначила резкая белая стрела. Всего в первом личном составе числилось 14 пилотов-истребителей, 58 французских и 17 советских авиамехаников. 

Поначалу прибывшие иностранцы, непривычные к русской зиме и к русской речи, мало походили на героических асов. Несколько месяцев они с неизбежными огрехами и казусами осваивали советские истребители Як-1: сколько поломанных шасси и покореженных фюзеляжей пришлось на время тренировок! Но французы сами выбрали машины, им предлагали и английскую, и американскую технику. «Мы прилетели к вам, и летать будем на ваших самолетах», – сказал майор Жан Луи Тюлян, командир эскадрильи.

Почему? Конечно, не только и не столько из вежливости. Истребитель Яковлева был отличным самолетом: быстрым, вертким, послушным в управлении, хорошо вооруженным и, главное, изначально предназначенным для полетов и боев в российских условиях. Низкое давление в шинах шасси позволяло садиться не только на выровненную полосу, но и в поле, на снег, а благодаря подогретому маслу двигатель запускался с пол-оборота даже в трескучий мороз. Позже Як-1 сменили более новые модели Як-3 и Як-9, но пристрастие французов  к «яковлевым» осталось неименным.

В конце марта 1943 года «Нормандия» была признана готовой к боевым действиям и направлена на Западный фронт; в качестве базы использовался аэродром «Полотняный завод» близ Калуги. Эскадрилья вошла в состав 18-го гвардейского истребительного полка – и этот боевой союз так и остался неразрывным.

Чем платят за победы

Первая победа! Пятого апреля летчик Альберт Презиос открыл счет уничтоженным вражеским самолетам, сбив FW-190, а буквально через несколько минут еще один «фоккер» расстрелял Альберт Дюран. Тринадцатого апреля по самолету сбили Ив Бизьен и Андре Познански. Боевой путь эскадрильи начался.

Французские пилоты были иностранцами – но не наемниками; когда им попытались предложить премии за победы (тысяча рублей, большие деньги!), они с возмущением отказались. Они не нуждались в плате за то, что делали по велению души. Они сами платили за это. По самому крупному и страшному счету.

Летчики Бизьен и Познански не вернулись из своего победного боя, а Рэймон Дервиль попал в плен и был убит: по приказу немецкого командования, граждане оккупированной Франции, захваченные в бою, считались партизанами с приговором «расстрел на месте». Три потери за один день… первые, но не последние. Семнадцатого июля 1943 года в небе над Орлом погиб командир эскадрильи Тюлян.

За два года боевых действий «Нормандия» потеряла в общей сложности сорок два летчика-истребителя. Из девяноста шести человек боевого личного состава.

714A59B7-5033-4745-9400-A20F136390CB Кожаная куртка летная шевретка ВВС СССР Куртка лётная ВВС СССР Pilot MiG-3
Куртка мужская кожаная Нормандия-Неман Кожаная куртка летная шевретка ВВС СССР Куртка лётная ВВС СССР Pilot MiG-3

Неманский полк

К началу июля стало очевидно, что эскадрилье требуется пополнение, летчиков осталось слишком мало. И пополнение прибыло, причем в таком количестве, что 5 июля 1943 года был сформирован полк «Нормандия» под командованием майора Пьера Пуйяда: целых четыре эскадрильи.

Война катилась на запад, вместе с ней летели самолеты с белой ломаной стрелой на фюзеляжах. Полк прошел огненное горнило Курской битвы, операцию «Багратион», сотни воздушных боев. Во время переправы советских войск через Неман «Нормандия» дралась так беззаветно и яростно, что 28 ноября 1944 года французскому истребительному авиационному полку было присвоено почетное звание «Неманский». С этого момента и навсегда подразделение именовалось Normandie – Niémen.

С весны 1943 года до окончания военных действий летчики-истребители «Нормандии – Неман» 5240 раз вылетали на боевые задания. В почти тысяче воздушных схваток были сбиты 273 вражеских самолета, 47 немецких машин повреждены. Еще 37 самолетов противника вряд ли вернулись на свои базы – но поскольку гибельные взрывы не удалось проследить, строгая военная статистика отметила «вероятные победы».

Награды и люди

За смелость, мужество, военное мастерство французские пилоты получили многочисленные боевые награды, а четверо из них стали Героями Советского Союза. Такие разные – и такие схожие в своем стремлении сражаться за свободу. Когда на груди заблестели золотые звезды Героев, им всем еще не исполнилось тридцати.

  • Марсель Лефевр, выходец из рабочей среды. Командир эскадрильи, сбил 11 самолетов. Умер от ожогов 6 мая 1944 года, после посадки на подбитом горящем самолете, в возрасте 26 лет. В этот день освободительные войска союзников вошли в его родную Нормандию.
  • Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап, аристократ по рождению, виконт. Командир звена, сбил 16 самолетов противника. Вернулся во Францию, умер в возрасте 92 лет.
  • Жак Андре, сын аса-летчика и олимпийского призера-легкоатлета. Командир звена, сбил 15 самолетов. Вернулся во Францию, ушел в отставку в звании полковника. Прожил до 70 лет.
  • Марсель Оливье Альбер, сын рабочего, из многодетной семьи. Командир эскадрильи, сбил 23 самолета. Вернулся во Францию, умер в возрасте 93 лет.

23 самолета – мало или много? За все годы Великой Отечественной войны, на всех фронтах, более 20 уничтоженных вражеских самолетов на счету имела от силы сотня пилотов-истребителей. Из десятков тысяч человек.

Марсель Лефевр ролан де ла Пуап жак андре Марсель Оливье Альбер
Марсель Лефевр Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап Жак Андре Марсель Оливье Альбер

А был ли «капитан Татьяна»?

Во всех рассказах об эскадрилье «Нормандия» присутствует трагический момент, когда молодой французский летчик по неосторожности сбивает русский самолет. В фильме «Нормандия – Неман» погибший советский пилот показан отличным наставником, душой компании; обаятельного капитана Тарасенко сыграл неповторимый Николай Рыбников, его песня о Татьяне стала своеобразной «визиткой» киноленты. Но это – интерпретация в искусстве. А как было на самом деле?

Почти так же: создатели фильма не погрешили против истины, они только свели в один образ двух разных людей.

8 июня 1944 года француз Морис Шалль действительно сбил самолет Ла-5 под управлением лейтенанта Василия Архипова, отличного летчика-истребителя с восемью «звездочками на фюзеляже». Причина? Внешне Ла-5 немного походил на немецкий Focke-Wulf-190. Изматывающие бои, напряжение, усталость снизили внимание французского пилота. Итог вышел трагическим.

А «капитаном Татьяной» в полку называли совсем другого человека: Василия Серегина, командира 3-й эскадрильи 18-го гвардейского полка, одного из лучших пилотов-инструкторов, воздушного аса. Это Сергин учил французов летать на русских «яках», а в минуты отдыха растягивал меха трофейного аккордеона; из-за любимой песни его и прозвали «капитаном Татьяна». Неизменно жизнерадостный, скорый на шутку и дружескую поддержку, он был всеобщим любимцем – и прошел с полком всю войну до последнего дня. А в 1961 году побывал во Франции, на встрече ветеранов полка «Нормандия – Неман»; орден Почетного легиона ему вручал сам Шарль де Голль, президент Республики. И рассказывают, что когда на официальном президентском приеме в честь героических летчиков всех рассаживали за столы, на спинке стула Серегина вместо фамилии и инициалов значилось: «капитан Татьяна».

Судьба Мориса Шаля оказалась более жестокой. Сбитый советский самолет признали случайностью, но французский летчик не простил самого себя и, по воспоминаниям сослуживцев, бросался в бой так, словно искал смерти. Десять уничтоженных машин противника было на его счету, когда 27 марта 1945 года, совсем близко к концу войны, Морис не вернулся из боевого вылета. До сих пор никто не знает, что с ним случилось; но очевидно, что он все же нашел то, что так долго искал, полностью искупив свою вину.

нормандия неман  франция normandiya_neman_letchik_franciya.jpg

Боевое братство

В культовом фильме «Нормандия – Неман» есть еще один пронзительный эпизод: летчик-француз отказывается покинуть потерявший управление самолет – потому что он летит вместе с авиамехаником, парашюта для которого не предусмотрено. 

...Это случилось 15 июля 1944 года, когда полк менял аэродром базирования. Условия сложились такие, что перевозить технический персонал отдельным транспортом, как обычно, не было возможности, и «яки» впервые несли двоих – пилота и авиамеханика. В истребителе Мориса де Сейна, аристократа из Парижа, летел Владимир Белозуб: механик, друг, отличный мастер и «философ по жизни», как называл его Морис в письмах к матери.  
Самолет шел низко, чтобы не встретиться с противником в воздухе – но выстрелы с земли пробили бензобак.

Ослепленный, отравленный парами бензина Морис до последней секунды пытался посадить самолет, впервые в жизни не подчиняясь прямым приказам командования: «Прыгайте, капитан де Сейн! Немедленно прыгайте!». Хотя и высоты, и времени для прыжка хватало, он не мог оставить Владимира и спасать только свою жизнь. Машина окончательно потеряла управление и врезалась в землю, распустившись ярким огненным цветком; они погибли оба, и похоронили их в братской могиле. А в Иваново, где когда-то впервые знакомились французские летчики и советские механики, с 2015 года стоит памятник: де Сейн и Белозуб в бронзе, как дань памяти всем героям «Нормандии – Неман».

714A59B7-5033-4745-9400-A20F136390CB image image Куртка мужская кожаная Нормандия-Неман

Память

Когда война кончилась, пилоты истребительного авиационного полка «Нормандия – Неман» улетели домой, в освобожденную от оккупантов Францию, на тех же самолетах, на которых били врага; заслуженный ЯК-3 и сейчас стоит в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Подразделение прошло долгий путь службы и в 2012 году отметило 70-летний юбилей, а за два года до этого личный состав «Нормандии» принял участие в Параде Победы на Красной площади.

Памятники прославленной эскадрилье открыты в Москве, Калининграде, в поселке Полотняный завод под Калугой, в Ле Бурже. Именем «Нормандии – Неман» названы улицы и площади в десятках городов от Парижа до Смоленска. Снятый в 1960 году французско-советский художественный фильм стал культовым, в разные годы вышли на экраны документальные ленты. Работают музеи, есть книги, картины...

Bison Store тоже хочет внести свой небольшой вклад в сохранение духа, характера, несгибаемого упорства и мужества французских и советских воинов неба, их боевой дружбы. Кожаная куртка-пилот «Нормандия – Неман» не просто украшена узнаваемой эмблемой и аутентичными изображениями; эта модель разработана на базе исторических данных, отражает стилистику времен Великой Отечественной и предназначается для настоящих мужчин. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лого


Cтатьи по теме
МиГ-19 – первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель
14.01.25
МиГ-19 – первый отечественный серийный сверхзвуковой истребитель
В январе 1954 г. был организован первый полёт сверхзвукового истребителя СМ-9/1, он являлся прототипом самолёта МиГ-19. За штурвалом был Григорий Седов – опытный...
Гонки "Берингия". Самая протяженная гонка в мире
18.12.24
Гонки "Берингия". Самая протяженная гонка в мире
Гонки «Берингия» — это не просто спортивное мероприятие, а праздник, пронизанный духом традиции и отваги. Здесь, на заснеженной Камчатке, собаки смело...
Топ-10 отечественных военных самолетов
07.11.24
Топ-10 отечественных военных самолетов

Основные задачи боевых крылатых истребителей – уничтожение целей противника. С того момента, как появились первые самолеты, авиастроительная отрасль...

Boeing B-15. Небесный левиафан
28.10.24
Boeing B-15. Небесный левиафан

Когда говорят о гигантах авиации, многие сразу вспоминают современные тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты. Однако мало кто знает, что еще в 1930-х г....

Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....