Главная / Статьи / Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе

Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе

Нормандия – Неман - французское мужество в русском небе
« Назад

La belle France! Прекрасная, романтичная страна, символ красоты и любви, свободы и чести…

В 1940 году Франция не была ни свободной, ни романтичной. Да и с честью возникли проблемы, когда 22 июня, ровно за год до начала Великой Отечественной войны, французское правительство капитулировало перед нацистской Германией. Но, как показали дальнейшие события, – можно упразднить Республику, можно оккупировать Париж, но истребить французский свободолюбивый дух не по силам никаким захватчикам.

Движение Сопротивления поднялось почти сразу, его возглавил генерал-легенда Шарль де Голль. Осенью 1941 года «Свободную Францию» официально признал Советский Союз, уже ведущий тяжелейшую в истории государства войну. А 29 октября 1942 года на аэродроме в Иваново приземлился самолет, из которого вышли четырнадцать французских пилотов: основа истребительной авиационной эскадрильи «Нормандия».

Они не могли бить врага в небе над сдавшейся Францией, а потому прилетели сражаться в российском небе – в том числе и за свободу собственной родины. 

нормандские львы

Нормандские львы

Официальный день рождения эскадрильи – 1 сентября 1942 года, место формирования – ливанский город Раяк. Имя «Нормандия» было принято по предложениям самих летчиков: многие родились и жили в этой части Франции. На эмблеме нового военного подразделения гордо красовались два гербовых нормандских льва, готовых к бою; воздушную стихию обозначила резкая белая стрела. Всего в первом личном составе числилось 14 пилотов-истребителей, 58 французских и 17 советских авиамехаников. 

Поначалу прибывшие иностранцы, непривычные к русской зиме и к русской речи, мало походили на героических асов. Несколько месяцев они с неизбежными огрехами и казусами осваивали советские истребители Як-1: сколько поломанных шасси и покореженных фюзеляжей пришлось на время тренировок! Но французы сами выбрали машины, им предлагали и английскую, и американскую технику. «Мы прилетели к вам, и летать будем на ваших самолетах», – сказал майор Жан Луи Тюлян, командир эскадрильи.

Почему? Конечно, не только и не столько из вежливости. Истребитель Яковлева был отличным самолетом: быстрым, вертким, послушным в управлении, хорошо вооруженным и, главное, изначально предназначенным для полетов и боев в российских условиях. Низкое давление в шинах шасси позволяло садиться не только на выровненную полосу, но и в поле, на снег, а благодаря подогретому маслу двигатель запускался с пол-оборота даже в трескучий мороз. Позже Як-1 сменили более новые модели Як-3 и Як-9, но пристрастие французов  к «яковлевым» осталось неименным.

В конце марта 1943 года «Нормандия» была признана готовой к боевым действиям и направлена на Западный фронт; в качестве базы использовался аэродром «Полотняный завод» близ Калуги. Эскадрилья вошла в состав 18-го гвардейского истребительного полка – и этот боевой союз так и остался неразрывным.

Чем платят за победы

Первая победа! Пятого апреля летчик Альберт Презиос открыл счет уничтоженным вражеским самолетам, сбив FW-190, а буквально через несколько минут еще один «фоккер» расстрелял Альберт Дюран. Тринадцатого апреля по самолету сбили Ив Бизьен и Андре Познански. Боевой путь эскадрильи начался.

Французские пилоты были иностранцами – но не наемниками; когда им попытались предложить премии за победы (тысяча рублей, большие деньги!), они с возмущением отказались. Они не нуждались в плате за то, что делали по велению души. Они сами платили за это. По самому крупному и страшному счету.

Летчики Бизьен и Познански не вернулись из своего победного боя, а Рэймон Дервиль попал в плен и был убит: по приказу немецкого командования, граждане оккупированной Франции, захваченные в бою, считались партизанами с приговором «расстрел на месте». Три потери за один день… первые, но не последние. Семнадцатого июля 1943 года в небе над Орлом погиб командир эскадрильи Тюлян.

За два года боевых действий «Нормандия» потеряла в общей сложности сорок два летчика-истребителя. Из девяноста шести человек боевого личного состава.

714A59B7-5033-4745-9400-A20F136390CB Кожаная куртка летная шевретка ВВС СССР Куртка лётная ВВС СССР Pilot MiG-3
Куртка мужская кожаная Нормандия-Неман Кожаная куртка летная шевретка ВВС СССР Куртка лётная ВВС СССР Pilot MiG-3

Неманский полк

К началу июля стало очевидно, что эскадрилье требуется пополнение, летчиков осталось слишком мало. И пополнение прибыло, причем в таком количестве, что 5 июля 1943 года был сформирован полк «Нормандия» под командованием майора Пьера Пуйяда: целых четыре эскадрильи.

Война катилась на запад, вместе с ней летели самолеты с белой ломаной стрелой на фюзеляжах. Полк прошел огненное горнило Курской битвы, операцию «Багратион», сотни воздушных боев. Во время переправы советских войск через Неман «Нормандия» дралась так беззаветно и яростно, что 28 ноября 1944 года французскому истребительному авиационному полку было присвоено почетное звание «Неманский». С этого момента и навсегда подразделение именовалось Normandie – Niémen.

С весны 1943 года до окончания военных действий летчики-истребители «Нормандии – Неман» 5240 раз вылетали на боевые задания. В почти тысяче воздушных схваток были сбиты 273 вражеских самолета, 47 немецких машин повреждены. Еще 37 самолетов противника вряд ли вернулись на свои базы – но поскольку гибельные взрывы не удалось проследить, строгая военная статистика отметила «вероятные победы».

Награды и люди

За смелость, мужество, военное мастерство французские пилоты получили многочисленные боевые награды, а четверо из них стали Героями Советского Союза. Такие разные – и такие схожие в своем стремлении сражаться за свободу. Когда на груди заблестели золотые звезды Героев, им всем еще не исполнилось тридцати.

  • Марсель Лефевр, выходец из рабочей среды. Командир эскадрильи, сбил 11 самолетов. Умер от ожогов 6 мая 1944 года, после посадки на подбитом горящем самолете, в возрасте 26 лет. В этот день освободительные войска союзников вошли в его родную Нормандию.
  • Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап, аристократ по рождению, виконт. Командир звена, сбил 16 самолетов противника. Вернулся во Францию, умер в возрасте 92 лет.
  • Жак Андре, сын аса-летчика и олимпийского призера-легкоатлета. Командир звена, сбил 15 самолетов. Вернулся во Францию, ушел в отставку в звании полковника. Прожил до 70 лет.
  • Марсель Оливье Альбер, сын рабочего, из многодетной семьи. Командир эскадрильи, сбил 23 самолета. Вернулся во Францию, умер в возрасте 93 лет.

23 самолета – мало или много? За все годы Великой Отечественной войны, на всех фронтах, более 20 уничтоженных вражеских самолетов на счету имела от силы сотня пилотов-истребителей. Из десятков тысяч человек.

Марсель Лефевр ролан де ла Пуап жак андре Марсель Оливье Альбер
Марсель Лефевр Ролан Польз д’Ивуа де ла Пуап Жак Андре Марсель Оливье Альбер

А был ли «капитан Татьяна»?

Во всех рассказах об эскадрилье «Нормандия» присутствует трагический момент, когда молодой французский летчик по неосторожности сбивает русский самолет. В фильме «Нормандия – Неман» погибший советский пилот показан отличным наставником, душой компании; обаятельного капитана Тарасенко сыграл неповторимый Николай Рыбников, его песня о Татьяне стала своеобразной «визиткой» киноленты. Но это – интерпретация в искусстве. А как было на самом деле?

Почти так же: создатели фильма не погрешили против истины, они только свели в один образ двух разных людей.

8 июня 1944 года француз Морис Шалль действительно сбил самолет Ла-5 под управлением лейтенанта Василия Архипова, отличного летчика-истребителя с восемью «звездочками на фюзеляже». Причина? Внешне Ла-5 немного походил на немецкий Focke-Wulf-190. Изматывающие бои, напряжение, усталость снизили внимание французского пилота. Итог вышел трагическим.

А «капитаном Татьяной» в полку называли совсем другого человека: Василия Серегина, командира 3-й эскадрильи 18-го гвардейского полка, одного из лучших пилотов-инструкторов, воздушного аса. Это Сергин учил французов летать на русских «яках», а в минуты отдыха растягивал меха трофейного аккордеона; из-за любимой песни его и прозвали «капитаном Татьяна». Неизменно жизнерадостный, скорый на шутку и дружескую поддержку, он был всеобщим любимцем – и прошел с полком всю войну до последнего дня. А в 1961 году побывал во Франции, на встрече ветеранов полка «Нормандия – Неман»; орден Почетного легиона ему вручал сам Шарль де Голль, президент Республики. И рассказывают, что когда на официальном президентском приеме в честь героических летчиков всех рассаживали за столы, на спинке стула Серегина вместо фамилии и инициалов значилось: «капитан Татьяна».

Судьба Мориса Шаля оказалась более жестокой. Сбитый советский самолет признали случайностью, но французский летчик не простил самого себя и, по воспоминаниям сослуживцев, бросался в бой так, словно искал смерти. Десять уничтоженных машин противника было на его счету, когда 27 марта 1945 года, совсем близко к концу войны, Морис не вернулся из боевого вылета. До сих пор никто не знает, что с ним случилось; но очевидно, что он все же нашел то, что так долго искал, полностью искупив свою вину.

нормандия неман  франция normandiya_neman_letchik_franciya.jpg

Боевое братство

В культовом фильме «Нормандия – Неман» есть еще один пронзительный эпизод: летчик-француз отказывается покинуть потерявший управление самолет – потому что он летит вместе с авиамехаником, парашюта для которого не предусмотрено. 

...Это случилось 15 июля 1944 года, когда полк менял аэродром базирования. Условия сложились такие, что перевозить технический персонал отдельным транспортом, как обычно, не было возможности, и «яки» впервые несли двоих – пилота и авиамеханика. В истребителе Мориса де Сейна, аристократа из Парижа, летел Владимир Белозуб: механик, друг, отличный мастер и «философ по жизни», как называл его Морис в письмах к матери.  
Самолет шел низко, чтобы не встретиться с противником в воздухе – но выстрелы с земли пробили бензобак.

Ослепленный, отравленный парами бензина Морис до последней секунды пытался посадить самолет, впервые в жизни не подчиняясь прямым приказам командования: «Прыгайте, капитан де Сейн! Немедленно прыгайте!». Хотя и высоты, и времени для прыжка хватало, он не мог оставить Владимира и спасать только свою жизнь. Машина окончательно потеряла управление и врезалась в землю, распустившись ярким огненным цветком; они погибли оба, и похоронили их в братской могиле. А в Иваново, где когда-то впервые знакомились французские летчики и советские механики, с 2015 года стоит памятник: де Сейн и Белозуб в бронзе, как дань памяти всем героям «Нормандии – Неман».

714A59B7-5033-4745-9400-A20F136390CB image image Куртка мужская кожаная Нормандия-Неман

Память

Когда война кончилась, пилоты истребительного авиационного полка «Нормандия – Неман» улетели домой, в освобожденную от оккупантов Францию, на тех же самолетах, на которых били врага; заслуженный ЯК-3 и сейчас стоит в музее авиации и космонавтики в Ле Бурже. Подразделение прошло долгий путь службы и в 2012 году отметило 70-летний юбилей, а за два года до этого личный состав «Нормандии» принял участие в Параде Победы на Красной площади.

Памятники прославленной эскадрилье открыты в Москве, Калининграде, в поселке Полотняный завод под Калугой, в Ле Бурже. Именем «Нормандии – Неман» названы улицы и площади в десятках городов от Парижа до Смоленска. Снятый в 1960 году французско-советский художественный фильм стал культовым, в разные годы вышли на экраны документальные ленты. Работают музеи, есть книги, картины...

Bison Store тоже хочет внести свой небольшой вклад в сохранение духа, характера, несгибаемого упорства и мужества французских и советских воинов неба, их боевой дружбы. Кожаная куртка-пилот «Нормандия – Неман» не просто украшена узнаваемой эмблемой и аутентичными изображениями; эта модель разработана на базе исторических данных, отражает стилистику времен Великой Отечественной и предназначается для настоящих мужчин. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Лого


Cтатьи по теме
История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный...

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории...

Шапка-ушанка: происхождение и биография
17.08.23
Шапка-ушанка: происхождение и биография

Эх, шапка-ушанка, голова – два уха... Впрочем, почему только два? В прародителях этого головного убора были шапки и с тремя полноценными «ушами». А также...

Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории
17.07.23
Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории

Жилет. Один из самых распространенных, универсальных, интересных, неоднозначных и, чего лукавить, загадочных предметов одежды. «Что же тут загадочного?»...

Военная фуражка: когда история берет под козырек
14.07.23
Военная фуражка: когда история берет под козырек

Фуражка – настолько известный и популярный головной убор, что кажется, он существовал всегда, во все времена и во всех странах. Однако историческая наука...

История бейсболки: из спорта в мейнстрим
10.07.23
История бейсболки: из спорта в мейнстрим

Не исключено, что XXI век войдет в историю моды как эпоха культа бейсболки. Действительно, эти головные уборы есть у каждого, и не по одной штуке! Мужчины дополняют...

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
11.05.23
Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.

Чем выше и быстрее летит самолет, тем...

Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи
20.03.23
Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи

Мужская кожаная куртка – это всегда три в одном: качество, комфорт, статус. Качество задает материал, то есть натуральная кожа: ее вид, выделка, способ...

Леонард Сеппала – герой своего времени
13.02.23
Леонард Сеппала – герой своего времени

«Бог собак», «король снежных трасс» – так его называли современники. Легендарный погонщик собачьих упряжек в снегах Аляски и не только, герой...