Главная / Статьи / Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?
« Назад

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Лететь в небе… Кто из людей хоть однажды, пусть не признаваясь даже самому себе, не мечтал об этом?! Мечты рано или поздно становятся реальностью – стала и эта, с тех пор, как был изобретен парашют свободного падения.

Случилось это вскоре после Первой Мировой войны. Военные действия четко показали, что существующего оборудования для прыжков недостаточно для того, чтобы пилоты были уверены: при необходимости им удастся покинуть самолет и благополучно вернуться на твердую землю. Справилась с этой задачей группа инженеров и изобретателей, в состав которой входил Лесли Лерой Ирвин.

Притяжение высоты

Достаточно прочесть несколько статей об Ирвине, чтобы понять – личность более чем неординарная: только такие окружаются огромным количеством легенд. В одних очерках пишут, что уже в 14 «мальчишеских лет» он прыгал с высоты 1000 футов (порядка 300 метров), в других – что именно он первый в мире парашют и изобрел. На самом деле все было немного не так…

Непреложный факт – то, что Ирвин любил небо, а небо любило его. Достаточно заглянуть в биографию: каскадер с ранней юности, испытатель новых парашютных моделей, ценитель адреналина и риска дожил до семидесяти с лишним лет!

Пожалуй, единственное, что не устраивало Лесли в небесах – там было холодно. Так что на его счету как изобретателя числится не только уникальный парашют, позволивший остаться в живых десяткам тысяч людей, но и знаменитая куртка-авиатор: как она выглядела, охотно продемонстрирует Bison Storе, кожаные куртки бренда абсолютно аутентичны. Но об этом чуть позже…

что общего у ранцевого парашюта и кожаной куртки «пилот» что общего у ранцевого парашюта и кожаной куртки «пилот» 2

Изобретать и испытывать

Команда, работавшая над моделью парашюта типа А, не менее уникальна, чем результат ее деятельности. Собрал ее человек, ни разу в жизни из поднебесья не прыгавший – майор Эдвард Линкольн Хоффман. Впрочем, для руководителя проекта опыт необязателен, главное, что он свел вместе двух асов: Джеймса Смита, опытнейшего летчика, инструктора и испытателя, и Ирвина Лесли, который действительно с ранних лет занимался кинематографическими каскадерскими трюками, в том числе прыжками с воздушных шаров и самолетов.

От предыдущих моделей парашют типа А отличался тремя значимыми элементами. Во-первых, хранился он на спине в специальном мягком ранце-чехле. Во-вторых (и в-главных), был оборудован системой rip-cord: основная проблема прыжков заключалась в том, что движущийся на высоте самолет и тканевый купол – вещи несовместимые, а изобретенное Лесли Ирвином новшество позволяло развернуть парашют вручную, удалившись от тяжелой машины на безопасное расстояние. И в-третьих, конструкция включала «медузу»: маленький запасной купол, помогающий раскрываться основному и повышающий надежность спасательного средства.

И вот 28 апреля 1919 года Лесли шагнул в открытый люк самолета, несшегося на высоте 1500 футов со скоростью чуть больше 160 км/час. На его спине был укреплен ранцевый парашют, на груди – запасной. Проведя некоторое время в свободном падении, Ирвин с помощью рип-корда раскрыл купол и приземлился; правда, повредив ногу, но это была самая малая плата за испытания. Забегая вперед: по официальным отчетам, во время Второй Мировой войны парашюты Ирвина спасли жизни 35 000 человек. По неофициальным данным, которые всегда оказываются достовернее – более 100 000 человек.

Авиатор-модельер

Сложно предположить, как отнесся бы сам Ирвин к такому титулу, но сейчас, когда куртки «пилот», «авиатор», «бомбер» пользуются огромной и непреходящей популярностью у мужчин всего мира – это очевидно. Во все варианты жизнеописаний Лесли занесены эти два изобретения: ранцевый парашют с рип-кордом и кожаная летная «куртка Ирвина» из теплой овчины.

Надо напомнить: «модельер» летал сам. И отлично знал условия в тесной, холодной, продуваемой ветром насквозь кабине самолета. Поэтому к конструированию одежды он подошел с той же ответственностью и знанием дела, что и к созданию парашютной системы. Кожа была выбрана овечья, мягкая и эластичная, чтобы ни в коем случае не сковывать движения пилота, которому и так негде толком развернуться. Чтобы в любой момент можно было надеть перчатки, рукава оснастились замками-молниями. Воротник, красиво отлегающий в обычное время, при помощи затягивающихся ремешков превращался в глухую теплую стойку, отлично согревающую не только шею, но и затылок. А чтобы ледяные ветра не выдували тепло, в модели был предусмотрен пояс.

Позже на куртке-авиаторе появились боковые, нагрудные и даже нарукавные карманы, которые отсутствовали в первых вариантах. Кабины самолетов расширялись, становились теплее, и летчики могли позволить себе носить в карманах часть необходимых вещей. И, разумеется, во все времена особую атмосферу летным курткам придавали нашивки, шевроны, эмблемы, а то и рисунки на ровной и гладкой кожаной спине.

Из облаков в бизнес

Как сложилась жизнь Лесли Ирвина после первого прыжка с парашютом нового типа? Очень удачно. На собственном опыте проверив надежность системы, подтвердив выводы статистикой – в целом в испытательный период добровольцами было совершено свыше 1000 прыжков, – Ирвин занялся… производством парашютов. Через двадцать лет после его первого «свободного падения» парашюты фирмы Irving Air Chute покупали и активно использовали почти полсотни стран земного шара.

Ирвину же принадлежит и честь учреждения «Клуба гусениц», Caterpillar Club: его членами становились люди, которые остались в живых благодаря парашюту. Почему «гусениц»? В начале XX века купола шились из натурального шелка (просто не существовало другого материала с настолько удачным балансом прочности и легкости), нити для которого тянули гусеницы – авиаторы любят ассоциации. Между прочим, клуб существует и сегодня и продолжает пополняться; если во времена Ирвина каждому новому участнику вручалась золотая булавка, сейчас ее заменил специальный значок.

Романтика неба

Кстати, об ассоциациях. В начале XXI века мужчины, за редким исключением, летают в салонах комфортабельных авиалайнеров: прогресс не стоит на месте. Но дух небесной романтики живет, воплощается в пилотских кожаных куртках – практически все последующие модели по крою и виду не слишком сильно отличаются от одежды, изобретенной Ирвином, меняются только материалы, становясь все более качественными и эргономичными. Конечно, история первой куртки-авиатора продолжилась, множество собственных оригинальных традиций было у летчиков США, Италии, Германии, России… одни из этих историй уже рассказаны на нашем сайте, другим обязательно придет черед.

А пока можно заглянуть в раздел кожаных «бомберов» Bison Storе, выбрать для себя «небесное обмундирование» и лишний раз сказать спасибо каскадеру, авиатору, изобретателю, испытателю, модельеру Лесли Лерою Ирвину.

Лого


Cтатьи по теме
Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия
19.09.22
Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия

Зима 1925 года. Аляска, южное побережье полуострова Сьюард, в буквальном смысле край света. Здесь, в отрезанном от остального мира сумасшедшими штормами и морозами городке Ном, началась эта история.

Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941
16.08.22
Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941

У всех истребителей схожая судьба: взлетать, ввинчиваясь в ясное или хмурое небо, таять в нем едва заметной точкой. Вступать в скоротечный и жестокий воздушный бой с врагом. А затем снова стремиться к земле… и вот тут уже как повезет.

Один самолет прокатится по посадочной полосе и замрет на ее краю, чтобы вскоре снова подняться, чтобы летать далеко и долго в военное, а после в мирное время – и только через десятилетия тихо уйти на покой в окружении более совершенного молодого поколения. Другой же вспыхнет, сорвется в штопор, слепящей звездой прочертит небосклон и навсегда исчезнет за дальним лесом, лишь огненный сполох взметнется прощальным салютом.

Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде
08.08.22
Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде

Буйвол – зверь дикий! Именно от этого факта надо отталкиваться, говоря о куртках из кожи буйвола как об уникальном тренде в мире мужской моды.

Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
22.06.22
Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
Интересные люди – военные летчики. Наверное, потому, что обитают на земле только наполовину, а на другую половину, возможно, более важную – в небе, где просторно и пусто, и все, что имеет земное происхождение, становится особенно родным.
Дальняя авиация: крылатая мощь России
20.05.22
Дальняя авиация: крылатая мощь России

У отечественной Дальней авиации много имен, официальных и неофициальных. Самое правильное на сегодняшний день, хоть и крайне сложное для произношения – объединение военно-воздушных сил ВС РФ в подчинении главнокомандующего Воздушно-космических сил России. Самое романтичное – «крылья ядерной триады». Но большинство  людей говорят просто: Дальняя авиация, и все понимают, о чем идет речь.

Су-27 – хозяин военного неба
17.05.22
Су-27 – хозяин военного неба
Ах, как повезло зрителям авиационного салона в Ле Бурже в далеком 1989 году! Даже на столь крутых международных мероприятиях далеко не каждый раз демонстрируется что-то принципиально новое, зрелищное и даже поразительное. Но нынче было на что посмотреть: новейший русский истребитель Су-27, чертя стремительную небесную траекторию, вдруг встал на дыбы и практически остановился в воздухе – вертикально, даже чуть выставив хвост вперед. Законы аэродинамики? Не, не слышали. А потом снова лег на брюхо и полетел себе дальше, как ни в чем не бывало. Фантастика!
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться
20.04.22
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться

Летают ли крокодилы? Еще как летают, не угонишься. И отнюдь не потому, что, как в старом анекдоте, «товарищ капитан так сказал». А потому что полет – их основное назначение наряду с грозной атакующей мощью.

Мужская мода 2022: дубленка-авиатор в тренде
31.01.22
Мужская мода 2022: дубленка-авиатор в тренде
Куртка-авиатор на овчине! Даже слов сразу не подобрать, чтобы назвать ее правильно: овеществленная легенда? Бессмертное ретро? Культовый символ? В наступившем году у великолепной кожаной одежды с длинной и богатой событиями историей появилось еще одно определение – модный мужской тренд зимы 2022.
Бушлат – вчера, сегодня и всегда
02.12.21
Бушлат – вчера, сегодня и всегда
Символ военно-морского флота, воплощение моряцкого духа и мужества – бушлат! Уникальная по практичности и эстетике одежда, созданная специально для тех, кто бросает вызов морской и океанской стихии в битвах на водных рубежах страны. Бушлаты носили и носят военные моряки США, Европы, России... А также сотни тысяч мужчин по всему свету, не забывших о своем предназначении воина и защитника.
Воздушная трасса «Аляска – Сибирь»: как это было
09.11.21
Воздушная трасса «Аляска – Сибирь»: как это было
Уэлькаль, Сеймчан, Берелёх… «АлСиб». Вы когда-нибудь слышали эти названия, звучащие так непривычно? Они – вехи одного из самых необычных, масштабных и героических проектов времен Второй мировой войны.