Главная / Статьи / Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?
« Назад

Спасибо Лесли: что общего у ранцевого парашюта и меховой куртки «пилот»?

Лететь в небе… Кто из людей хоть однажды, пусть не признаваясь даже самому себе, не мечтал об этом?! Мечты рано или поздно становятся реальностью – стала и эта, с тех пор, как был изобретен парашют свободного падения.

Случилось это вскоре после Первой Мировой войны. Военные действия четко показали, что существующего оборудования для прыжков недостаточно для того, чтобы пилоты были уверены: при необходимости им удастся покинуть самолет и благополучно вернуться на твердую землю. Справилась с этой задачей группа инженеров и изобретателей, в состав которой входил Лесли Лерой Ирвин.

Притяжение высоты

Достаточно прочесть несколько статей об Ирвине, чтобы понять – личность более чем неординарная: только такие окружаются огромным количеством легенд. В одних очерках пишут, что уже в 14 «мальчишеских лет» он прыгал с высоты 1000 футов (порядка 300 метров), в других – что именно он первый в мире парашют и изобрел. На самом деле все было немного не так…

Непреложный факт – то, что Ирвин любил небо, а небо любило его. Достаточно заглянуть в биографию: каскадер с ранней юности, испытатель новых парашютных моделей, ценитель адреналина и риска дожил до семидесяти с лишним лет!

Пожалуй, единственное, что не устраивало Лесли в небесах – там было холодно. Так что на его счету как изобретателя числится не только уникальный парашют, позволивший остаться в живых десяткам тысяч людей, но и знаменитая куртка-авиатор: как она выглядела, охотно продемонстрирует Bison Storе, кожаные куртки бренда абсолютно аутентичны. Но об этом чуть позже…

что общего у ранцевого парашюта и кожаной куртки «пилот» что общего у ранцевого парашюта и кожаной куртки «пилот» 2

Изобретать и испытывать

Команда, работавшая над моделью парашюта типа А, не менее уникальна, чем результат ее деятельности. Собрал ее человек, ни разу в жизни из поднебесья не прыгавший – майор Эдвард Линкольн Хоффман. Впрочем, для руководителя проекта опыт необязателен, главное, что он свел вместе двух асов: Джеймса Смита, опытнейшего летчика, инструктора и испытателя, и Ирвина Лесли, который действительно с ранних лет занимался кинематографическими каскадерскими трюками, в том числе прыжками с воздушных шаров и самолетов.

От предыдущих моделей парашют типа А отличался тремя значимыми элементами. Во-первых, хранился он на спине в специальном мягком ранце-чехле. Во-вторых (и в-главных), был оборудован системой rip-cord: основная проблема прыжков заключалась в том, что движущийся на высоте самолет и тканевый купол – вещи несовместимые, а изобретенное Лесли Ирвином новшество позволяло развернуть парашют вручную, удалившись от тяжелой машины на безопасное расстояние. И в-третьих, конструкция включала «медузу»: маленький запасной купол, помогающий раскрываться основному и повышающий надежность спасательного средства.

И вот 28 апреля 1919 года Лесли шагнул в открытый люк самолета, несшегося на высоте 1500 футов со скоростью чуть больше 160 км/час. На его спине был укреплен ранцевый парашют, на груди – запасной. Проведя некоторое время в свободном падении, Ирвин с помощью рип-корда раскрыл купол и приземлился; правда, повредив ногу, но это была самая малая плата за испытания. Забегая вперед: по официальным отчетам, во время Второй Мировой войны парашюты Ирвина спасли жизни 35 000 человек. По неофициальным данным, которые всегда оказываются достовернее – более 100 000 человек.

Авиатор-модельер

Сложно предположить, как отнесся бы сам Ирвин к такому титулу, но сейчас, когда куртки «пилот», «авиатор», «бомбер» пользуются огромной и непреходящей популярностью у мужчин всего мира – это очевидно. Во все варианты жизнеописаний Лесли занесены эти два изобретения: ранцевый парашют с рип-кордом и кожаная летная «куртка Ирвина» из теплой овчины.

Надо напомнить: «модельер» летал сам. И отлично знал условия в тесной, холодной, продуваемой ветром насквозь кабине самолета. Поэтому к конструированию одежды он подошел с той же ответственностью и знанием дела, что и к созданию парашютной системы. Кожа была выбрана овечья, мягкая и эластичная, чтобы ни в коем случае не сковывать движения пилота, которому и так негде толком развернуться. Чтобы в любой момент можно было надеть перчатки, рукава оснастились замками-молниями. Воротник, красиво отлегающий в обычное время, при помощи затягивающихся ремешков превращался в глухую теплую стойку, отлично согревающую не только шею, но и затылок. А чтобы ледяные ветра не выдували тепло, в модели был предусмотрен пояс.

Позже на куртке-авиаторе появились боковые, нагрудные и даже нарукавные карманы, которые отсутствовали в первых вариантах. Кабины самолетов расширялись, становились теплее, и летчики могли позволить себе носить в карманах часть необходимых вещей. И, разумеется, во все времена особую атмосферу летным курткам придавали нашивки, шевроны, эмблемы, а то и рисунки на ровной и гладкой кожаной спине.

Из облаков в бизнес

Как сложилась жизнь Лесли Ирвина после первого прыжка с парашютом нового типа? Очень удачно. На собственном опыте проверив надежность системы, подтвердив выводы статистикой – в целом в испытательный период добровольцами было совершено свыше 1000 прыжков, – Ирвин занялся… производством парашютов. Через двадцать лет после его первого «свободного падения» парашюты фирмы Irving Air Chute покупали и активно использовали почти полсотни стран земного шара.

Ирвину же принадлежит и честь учреждения «Клуба гусениц», Caterpillar Club: его членами становились люди, которые остались в живых благодаря парашюту. Почему «гусениц»? В начале XX века купола шились из натурального шелка (просто не существовало другого материала с настолько удачным балансом прочности и легкости), нити для которого тянули гусеницы – авиаторы любят ассоциации. Между прочим, клуб существует и сегодня и продолжает пополняться; если во времена Ирвина каждому новому участнику вручалась золотая булавка, сейчас ее заменил специальный значок.

Романтика неба

Кстати, об ассоциациях. В начале XXI века мужчины, за редким исключением, летают в салонах комфортабельных авиалайнеров: прогресс не стоит на месте. Но дух небесной романтики живет, воплощается в пилотских кожаных куртках – практически все последующие модели по крою и виду не слишком сильно отличаются от одежды, изобретенной Ирвином, меняются только материалы, становясь все более качественными и эргономичными. Конечно, история первой куртки-авиатора продолжилась, множество собственных оригинальных традиций было у летчиков США, Италии, Германии, России… одни из этих историй уже рассказаны на нашем сайте, другим обязательно придет черед.

А пока можно заглянуть в раздел кожаных «бомберов» Bison Storе, выбрать для себя «небесное обмундирование» и лишний раз сказать спасибо каскадеру, авиатору, изобретателю, испытателю, модельеру Лесли Лерою Ирвину.

Лого


Cтатьи по теме
История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...

Берет: цветной знак различия и почета
16.01.24
Берет: цветной знак различия и почета

Стройные ряды десантников, марширующих на параде в беретах с начищенными до блеска кокардами. Фотографии из архивов спецназа – видавшие виды камуфляжные...

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
12.12.23
Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек...

История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!
17.10.23
Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!

Первое, что следует принять как аксиому: далеко не каждое кепи, сшитое из...

История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный...

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории...