Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.2024
Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина: что если броневую защиту для самолета рассматривать не как дополнительный элемент, а изначально включить в конструкцию?
Да, именно здесь и был камень преткновения, о который разбивались все предыдущие попытки создать хорошо защищенный штурмовик. Навесь нормальную броню – самолет станет тяжелым, фюзеляж угловатым; утюг лучше летает... Сэкономь на броне – и толку от нее при серьезном обстреле с воздуха, не говоря уже об огне с земли?
Рождение прототипа
Ильюшин не был бы легендарным, если бы мыслил шаблонно. Но ведь далеко не всем идеям, возникавшим в недюжинных умах, довелось осуществиться: чаще всего по причине банальной нехватки ресурсов и возможностей. Не исключено, что такая судьба постигла бы и проект Ил-2, не будь у конструктора реального веса и власти. В конце 1930-х годов он занимал должность начальника самолетного Главного управления Народного комиссариата оборонной промышленности. И мог отдавать распоряжения, во исполнение которых талантливые металлурги в рекордные сроки изготавливали обтекаемую самолетную броню двойной кривизны.
Действовал конструктор вначале на свой страх и риск, но – следуя своей же уверенности профессионала. Оказалось, что технология создания обтекаемого бронированного корпуса вполне доступна. Александр Микулин, столь же легендарный разработчик авиационных моторов, пообещал довести до ума инновационный мощный движок, способный справиться с немалым весом воздушного «танка».
Так что когда Ильюшин обратился к руководству страны с запиской о том, что надо бы разработать новый штурмовой самолет, черновой вариант такой машины уже был детально просчитан и практически готов к испытаниям. 2 октября 1939 года бронированный штурмовик, сокращенно БШ-2, первый раз стартовал в небо. Прототипом будущего Ил-2 управлял Владимир Коккинаки: еще одна уникальнейшая личность, единственный и бессменный летчик-испытатель ОКБ Ильюшина.
Самолет поля боя
Странно сейчас думать о том, что военная авиация очень молода, ей всего-то немногим более ста лет. Но уже на заре истории, во времена Первой мировой войны, существовало «разделение обязанностей»: бомбардировщики бомбили, истребители прикрывали и вели воздушные бои. Оружейные технологии развивались, в пределах линии фронта и прифронтовой полосы становилось все сложнее работать, отбиваясь одновременно и от зенитной защиты, и от истребителей врага. Адаптация имеющихся моделей к новым условиям срабатывала все хуже. Возникла потребность в принципиально новом типе воздушных машин – штурмовиках. В самолетах поля боя, способных оказывать реальную поддержку своим войскам там и тогда, где и когда это было необходимо.
Итак, БШ-2 вылетел на первые испытания. Весь бронированный. Пилот в кабине мог не бояться 7,62-миллиметровых пуль, все уязвимые места – топливные баки, жизненно важные технические узлы – также оснащались броней. Неуязвимый, неубиваемый... Но добивались-то не неуязвимости как таковой, а возможности наносить максимальный ущерб врагу! Увы, мотор АМ-34 недотягивал даже на форсаже, а новый вариант АМ-35 был еще в стадии «черновых недоработок», и всерьез его никто не принимал.
Однако потенциал БШ-2 оценили. Конструкторское бюро получило указания капитально доработать машину. Через год, в октябре 1940 года, пробежался по взлетной дорожке и отправился в полет ЦКБ-57, новая модификация «бронированного штурмовика». Двигатель АМ-38 действительно отлично справлялся со своей задачей, мощность вооружения даже возросла – на самолет вместо пары пулеметов поставили авиационные пушки ВЯ-23. Но... штурмовик превратился в одноместную модель. Кабину стрелка, располагавшуюся позади кабины пилота, просто убрали. Вес машины значительно уменьшился, но летчик остался в одиночестве, без прикрытия от воздушных атак.
И, наконец, в последнем месяце 1940 года авиация СССР была укомплектована штурмовиками Ил-2. Они так и пошли в серийное производство – одноместными. К началу Великой Отечественной войны успели изготовить всего 249 самолетов, из них до действующей армии на 22 июня 1941 года дошли только полсотни.
Тем не менее, уже с 25 июня 1941-го звенья Ил-2 взлетали для выполнения боевых задач. И отлично прореживали колонны фашистских войск, продвигающиеся вглубь советских территорий.
Противники называли этот самолет «черной смертью», «чумой», «цемент-бомбером», или «бетонным бомбардировщиком», «железным Густавом». Свои гордились «летающим танком», но между собой чаще именовали Ил-2 ласково «Илюшей» или «горбатым»: и за характерный абрис с горбиком приподнятой кабины пилота, и за то, что «наш Илюша войну на собственном горбу вывез».
Со штурмовиком на деле было немало проблем. Его дорабатывали «с колес», во многих случаях в спешке. Ему подбирали вооружение уже непосредственно в ходе боевых действий. Первую половину Великой Отечественной войны Ил-2, по сути, был весьма «сырым»: не хватило предвоенного времени, чтобы не торопясь довести до ума. Но все это, по большому счету, неважно.
А важно то, что когда «летающие танки» утюжили скопления вражеской техники и живой силы, на земле все горело и рвалось на куски. С неба спускался ужас, и шансов уцелеть под его бомбами и ракетами практически не было.
Кабина смертников
Когда штурмовики вступили в бои, почти сразу и выяснилось, что «один в поле не воин». Без бортового стрелка, с одним пилотом Ил-2 становился крайне уязвимым для истребителей противника. Что делать? Как обычно, включать воинскую смекалку. Мастера на все руки из самолетной обслуги брали подручные инструменты, позади пилотской кабины просто прорезали конструктивно не предусмотренную выемку, в нее взгромождали пулемет ШКАС, за пулемет становился стрелок... Абсолютно незащищенную позицию прозвали «кабиной смертников», но раз за разом находились бойцы, которые занимали ее и позволяли штурмовику выполнять боевую задачу и возвращаться на аэродром базирования, несмотря на атаки фашистских истребителей. Позволяли – очень часто ценой собственной жизни.
Двухместные самолеты ИЛ-2 сошли с заводских конвейеров лишь осенью 1942 года. Это существенно улучшило ситуацию для пилота, но не для стрелка: его место так и осталось небронированным. Безжалостная статистика бесстрастно подводила итоги: на одного погибшего летчика приходилось семь-восемь погибших стрелков.
Но штурмовые машины ИЛ-2 летали, бомбили, стреляли и громили врага. И это было главным. Только это.
К тому времени вооружение самолетов стало намного смертоносней. Машины несли реактивные снаряды РС-82 или даже РС-132, аналогичные тем, что выпускали прославленные «катюши». Бомбы ФАБ-100 без особых проблем валили средние фашистские танки. Кумулятивные авиабомбы ПТАБ вскрывали танковую броню на манер консервных банок. Один Ил-2 брал на борт 400-600 кг бомбового груза, а под крылья и фюзеляж подвешивались восемь реактивных снарядов. Легко представить, что творилось внизу, когда самолет оперативно избавлялся от ракет и бомб, кучно кладя их по колонне танков или бронемашин, железнодорожной станции, живой силе на марше...
Примерно в то же время появилась модификация Ил-2Т, оснащаемая как бомбами, так и торпедами для уничтожения морских судов. Интересно, но при сбросе использовался эффект, схожий с эффектом детской игры в «блинчики»: торпеда или бомба отскакивала рикошетом от воды и поражала борт корабля. На военном языке эта методика именуется топмачтовым бомбометанием.
Самый массовый самолет
В годы Великой Отечественной «летающие танки» Ил-2 воевали на фронтах, а в ОКБ постоянно усиливали и улучшали конструкцию штурмовика, испытывали перспективные инновации в части двигателя, технического оснащения, вооружения. Работа шла сумасшедшими темпами: достаточно сказать, что к завершению войны была готова новейшая модель Ил-10.
Штурмовик Ил-2 не зря называют самым массовым военным самолетом в истории. За военный период заводы Советского Союза выпустили более 36 000 машин! Этот мировой рекорд не превзойден до сих пор. И – другие подсчеты: 23 600 самолетов числятся в потерях. Много! Но есть серьезное утешение: как минимум половина машин записывалась в потери не из-за гибели в бою, а после того, как самолеты приземлялись на родных аэродромах, вернувшись из боевых вылетов. Как правило, успешных. Только вот техника восстановлению не подлежала и направлялась прямиком в утиль. А куда еще, если в корпусе до пятисот-шестисот пробоин, и три четвертых самолетных систем не просто отказали, а разбиты в хлам?..
Довольно быстро пилоты Ил-2 освоили тактику слаженных массовых налетов, и тогда ущерб для врага стал действительно ужасающим. Даже один штурмовик мог натворить серьезных дел, а когда на позиции противника одновременно устремлялись 12-15 машин, под крыльями начинался огненный хаос, заканчивающийся тотально выжженной землей.
Бесстрашие и отвага
Была у штурмовых машин Ильюшина и еще одна особенность. Отстрелявшись и отбомбившись, облегченный самолет становился очень даже маневренным и мог поспорить в воздушном бою с атакующими «мессерами». Летчики набрались опыта, и все больше Ил-2 стали возвращаться из полетов над грохочущей передовой без фатальных повреждений.
Но постоянно, с первого до последнего дня войны, летчики «летающих танков» проявляли редкое бесстрашие, личную отвагу и самоотверженность. К званию Героя Советского Союза пилотов представляли только за количество боевых вылетов – 30 дневных или 20 ночных. Такая система награждения говорит сама за себя! А многие штурмовики-асы впоследствии становились генералами, заметными лицами в Военно-воздушных силах и гражданской авиации СССР.
Самолеты поля боя Ил-2 вместе с людьми, на них летавшими, внесли бесценный вклад в Победу. И с искренним признанием заслуг всех, кто был причастен к легендарной биографии советского штурмовика, для сохранения истории и памяти, Bison Store включает в свой каталог кожаную куртку-шевретку ВВС СССР Ил-2 «Летающий танк». Это действительно истинно мужская одежда – сегодня, завтра и всегда.