Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.2024
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности, РЛС для следования рельефу по местности, турбореактивными 2-х контурными двигателями и форсажными камерами. Неофициальное название авианосца – Трубкозуб (Aardvark).
Первые разработки – революция в военной авиации
В середине 20-го века в Соединённых Штатах появились запросы на разработку летательных аппаратов с крылом, способным изменять свою форму в зависимости от задачи. Под руководством министра обороны Макнамары было принято стратегическое решение:
- сократить разнообразие военной авиации;
- сконцентрироваться на создании универсальных моделей самолетов.
Осенью 1961 г. началась разработка нового самолёта, способного выполнять задачи как на поддержку наземных войск, так и на воздушную оборону. Самолет должен был обладать впечатляющей взлётной массой: 27 200 кг для ВВС и 25 000 кг для ВМС.
В 1962 г. General Dynamics и Boeing выиграли контракт на проектное исследование модификаций F-111A и F-111B. Контракт на 23 опытных истребителя был заключён в этом же году, а Grumman получила субконтракт на F-111B в ноябре 1963 г.
Бомбардировщик F-111 был выполнен с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями в хвостовой части. Шасси разработано с одноколёсными основными и двухколёсной передней опорами. В его конструкции использовались алюминиевые сплавы, титан и сталь:
- кессоны крыла и киля – монолитные алюминиевые панели;
- остальная обшивка – 3-х слойные панели с сотовым заполнителем.
Первые испытания и начало проблем
Первый полёт планера F-111A состоялся в 1964 г., а F-111B – 1965 г. Боеготовность первой эскадрильи наступила в марте 1968 г. В планах американских военных было предусмотрено производство 1350 единиц F-111A и 350 – F-111B. Но работы над тактическим бомбардировщиком были прекращены из-за большого веса и высокой стоимости. Сократился общий объём производства F-111 до 562 единиц.
ВВС США передали 450 самолётов F-111A/D/E/F с одинаковыми геометрическими характеристиками, но разной авионикой, воздухозаборниками и двигателями. F-111D выделялся новой авионикой и мощными двигателями, но из-за проблем с оборудованием его использовали в основном, как учебный самолет.
Боевое применение на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии
Операция «Комбат Лансер» весной 1968 г. стала первым испытанием самолетов на поле боя. Несмотря на риски, связанные с ранним внедрением, 6 F-111А приземлились на авиабазе в Северном Таиланде. Они совершили 55 боевых вылетов в Северный Вьетнам, но 3 авианосца были потеряны. Испытания F-111 в военных операциях приостановили.
В операции «Комбат Лансер» F-111A действовали автономно, используя бортовую инерциальную навигацию и без проведения дозаправки. В боевых вылетах они сохраняли радиомолчание, и причины потерь 2-х самолётов остались неизвестными. Третий самолет разбился из-за усталостного разрушения тяги стабилизатора. Хотя вьетнамцы утверждают, что как минимум один был сбит зенитной артиллерией.
F-111A вернулись в боевое действие во Вьетнаме в сентябре 1972 г. Операции были более успешными: из 52 самолетов потеряли всего 6 единиц. Бомбардировщики совершили по 100 вылетов за 6 месяцев, что демонстрировало их надежность.
Бомбардировщики осуществляли полёты с огибанием рельефа местности и точно выходили на цель, используя «вслепую» некорректируемые боеприпасы. Самолеты применяли в плохую погоду или ночные часы, без прикрытия и дозаправки. Борта несли по 12–16 бомб от 227 до 907 кг. Вылеты проходили на высоте менее 70 м и скорости 0,9 Маха, маневрируя вдоль рельефа местности. Пилоты называли такой полёт «лыжными гонками». Система ПВО демонстрировала неэффективность против маловысотных целей.
Боевые вылеты в конце 90 годов
В операции «Каньон Эльдорадо» в 1986 г. для атаки на резиденцию ливийского лидера Муамара Каддафи в Триполи приняли участие 13 F-111F и 3 EF-111. По данным США, один F-111F был потерян, а еще один поврежден, но ливийские источники сообщали о более значительных потерях американцев.
В 1991 г., во время операции «Буря в пустыне», F-111 широко использовались для атак на иракские цели. 66 самолетов F-111F из 48-го были развернуты в Саудовской Аравии, а 22 F-111E и 5 EF-111A действовали с Турции. В рамках операции бомбардировщики совершили более 4 тыс. вылетов, и ни один из них не был потерян. Больше бомбардировщики не использовались в бою.
Австралия стала единственной страной, которой поставлялись тактические бомбардировщики. Австралийские ВВС получили 24 самолета F-111C с крылом увеличенного размаха и модифицированной авионикой. В 1990 г. Австралия приобрела 15 F-111G. Истребители сняли с вооружения австралийских ВВС в 2010 г. В каталоге Bison Store есть вещь, отвечающая духу пилотажной романтики – кожаная мужская куртка Бомбер F-111 из буйволиной кожи.