Главная / Статьи / Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark

Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark

Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
« Назад

General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности, РЛС для следования рельефу по местности, турбореактивными 2-х контурными двигателями и форсажными камерами. Неофициальное название авианосца – Трубкозуб (Aardvark).

Первые разработки – революция в военной авиации

general В середине 20-го века в Соединённых Штатах появились запросы на разработку летательных аппаратов с крылом, способным изменять свою форму в зависимости от задачи. Под руководством министра обороны Макнамары было принято стратегическое решение:

  • сократить разнообразие военной авиации;
  • сконцентрироваться на создании универсальных моделей самолетов.

Осенью 1961 г. началась разработка нового самолёта, способного выполнять задачи как на поддержку наземных войск, так и на воздушную оборону. Самолет должен был обладать впечатляющей взлётной массой: 27 200 кг для ВВС и 25 000 кг для ВМС.

В 1962 г. General Dynamics и Boeing выиграли контракт на проектное исследование модификаций F-111A и F-111B. Контракт на 23 опытных истребителя был заключён в этом же году, а Grumman получила субконтракт на F-111B в ноябре 1963 г.

Бомбардировщик F-111 был выполнен с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями в хвостовой части. Шасси разработано с одноколёсными основными и двухколёсной передней опорами. В его конструкции использовались алюминиевые сплавы, титан и сталь:

  • кессоны крыла и киля – монолитные алюминиевые панели;
  • остальная обшивка – 3-х слойные панели с сотовым заполнителем.

Первые испытания и начало проблем

Первый полёт планера F-111A состоялся в 1964 г., а F-111B – 1965 г. Боеготовность первой эскадрильи наступила в марте 1968 г. В планах американских военных было предусмотрено производство 1350 единиц F-111A и 350 – F-111B. Но работы над тактическим бомбардировщиком были прекращены из-за большого веса и высокой стоимости. Сократился общий объём производства F-111 до 562 единиц.

ВВС США передали 450 самолётов F-111A/D/E/F с одинаковыми геометрическими характеристиками, но разной авионикой, воздухозаборниками и двигателями. F-111D выделялся новой авионикой и мощными двигателями, но из-за проблем с оборудованием его использовали в основном, как учебный самолет.

Боевое применение на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии

Операция «Комбат Лансер» весной 1968 г. стала первым испытанием самолетов на поле боя. Несмотря на риски, связанные с ранним внедрением, 6 F-111А приземлились на авиабазе в Северном Таиланде. Они совершили 55 боевых вылетов в Северный Вьетнам, но 3 авианосца были потеряны. Испытания F-111 в военных операциях приостановили.

В операции «Комбат Лансер» F-111A действовали автономно, используя бортовую инерциальную навигацию и без проведения дозаправки. В боевых вылетах они сохраняли радиомолчание, и причины потерь 2-х самолётов остались неизвестными. Третий самолет разбился из-за усталостного разрушения тяги стабилизатора. Хотя вьетнамцы утверждают, что как минимум один был сбит зенитной артиллерией.

F-111A вернулись в боевое действие во Вьетнаме в сентябре 1972 г. Операции были более успешными: из 52 самолетов потеряли всего 6 единиц. Бомбардировщики совершили по 100 вылетов за 6 месяцев, что демонстрировало их надежность.

Бомбардировщики осуществляли полёты с огибанием рельефа местности и точно выходили на цель, используя «вслепую» некорректируемые боеприпасы. Самолеты применяли в плохую погоду или ночные часы, без прикрытия и дозаправки. Борта несли по 12–16 бомб от 227 до 907 кг. Вылеты проходили на высоте менее 70 м и скорости 0,9 Маха, маневрируя вдоль рельефа местности. Пилоты называли такой полёт «лыжными гонками». Система ПВО демонстрировала неэффективность против маловысотных целей.

Боевые вылеты в конце 90 годов

В операции «Каньон Эльдорадо» в 1986 г. для атаки на резиденцию ливийского лидера Муамара Каддафи в Триполи приняли участие 13 F-111F и 3 EF-111. По данным США, один F-111F был потерян, а еще один поврежден, но ливийские источники сообщали о более значительных потерях американцев.

В 1991 г., во время операции «Буря в пустыне», F-111 широко использовались для атак на иракские цели. 66 самолетов F-111F из 48-го были развернуты в Саудовской Аравии, а 22 F-111E и 5 EF-111A действовали с Турции. В рамках операции бомбардировщики совершили более 4 тыс. вылетов, и ни один из них не был потерян. Больше бомбардировщики не использовались в бою.

Австралия стала единственной страной, которой поставлялись тактические бомбардировщики. Австралийские ВВС получили 24 самолета F-111C с крылом увеличенного размаха и модифицированной авионикой. В 1990 г. Австралия приобрела 15 F-111G. Истребители сняли с вооружения австралийских ВВС в 2010 г. В каталоге Bison Store есть вещь, отвечающая духу пилотажной романтики – кожаная мужская куртка Бомбер F-111 из буйволиной кожи.

Лого


Cтатьи по теме
Топ-10 отечественных военных самолетов
07.11.24
Топ-10 отечественных военных самолетов

Основные задачи боевых крылатых истребителей – уничтожение целей противника. С того момента, как появились первые самолеты, авиастроительная отрасль...

Boeing B-15. Небесный левиафан
28.10.24
Boeing B-15. Небесный левиафан

Когда говорят о гигантах авиации, многие сразу вспоминают современные тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты. Однако мало кто знает, что еще в 1930-х г....

Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...