Главная / Статьи / Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark

Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark

Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
« Назад

General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности, РЛС для следования рельефу по местности, турбореактивными 2-х контурными двигателями и форсажными камерами. Неофициальное название авианосца – Трубкозуб (Aardvark).

Первые разработки – революция в военной авиации

general В середине 20-го века в Соединённых Штатах появились запросы на разработку летательных аппаратов с крылом, способным изменять свою форму в зависимости от задачи. Под руководством министра обороны Макнамары было принято стратегическое решение:

  • сократить разнообразие военной авиации;
  • сконцентрироваться на создании универсальных моделей самолетов.

Осенью 1961 г. началась разработка нового самолёта, способного выполнять задачи как на поддержку наземных войск, так и на воздушную оборону. Самолет должен был обладать впечатляющей взлётной массой: 27 200 кг для ВВС и 25 000 кг для ВМС.

В 1962 г. General Dynamics и Boeing выиграли контракт на проектное исследование модификаций F-111A и F-111B. Контракт на 23 опытных истребителя был заключён в этом же году, а Grumman получила субконтракт на F-111B в ноябре 1963 г.

Бомбардировщик F-111 был выполнен с высокорасположенным крылом изменяемой стреловидности и двумя двигателями в хвостовой части. Шасси разработано с одноколёсными основными и двухколёсной передней опорами. В его конструкции использовались алюминиевые сплавы, титан и сталь:

  • кессоны крыла и киля – монолитные алюминиевые панели;
  • остальная обшивка – 3-х слойные панели с сотовым заполнителем.

Первые испытания и начало проблем

Первый полёт планера F-111A состоялся в 1964 г., а F-111B – 1965 г. Боеготовность первой эскадрильи наступила в марте 1968 г. В планах американских военных было предусмотрено производство 1350 единиц F-111A и 350 – F-111B. Но работы над тактическим бомбардировщиком были прекращены из-за большого веса и высокой стоимости. Сократился общий объём производства F-111 до 562 единиц.

ВВС США передали 450 самолётов F-111A/D/E/F с одинаковыми геометрическими характеристиками, но разной авионикой, воздухозаборниками и двигателями. F-111D выделялся новой авионикой и мощными двигателями, но из-за проблем с оборудованием его использовали в основном, как учебный самолет.

Боевое применение на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии

Операция «Комбат Лансер» весной 1968 г. стала первым испытанием самолетов на поле боя. Несмотря на риски, связанные с ранним внедрением, 6 F-111А приземлились на авиабазе в Северном Таиланде. Они совершили 55 боевых вылетов в Северный Вьетнам, но 3 авианосца были потеряны. Испытания F-111 в военных операциях приостановили.

В операции «Комбат Лансер» F-111A действовали автономно, используя бортовую инерциальную навигацию и без проведения дозаправки. В боевых вылетах они сохраняли радиомолчание, и причины потерь 2-х самолётов остались неизвестными. Третий самолет разбился из-за усталостного разрушения тяги стабилизатора. Хотя вьетнамцы утверждают, что как минимум один был сбит зенитной артиллерией.

F-111A вернулись в боевое действие во Вьетнаме в сентябре 1972 г. Операции были более успешными: из 52 самолетов потеряли всего 6 единиц. Бомбардировщики совершили по 100 вылетов за 6 месяцев, что демонстрировало их надежность.

Бомбардировщики осуществляли полёты с огибанием рельефа местности и точно выходили на цель, используя «вслепую» некорректируемые боеприпасы. Самолеты применяли в плохую погоду или ночные часы, без прикрытия и дозаправки. Борта несли по 12–16 бомб от 227 до 907 кг. Вылеты проходили на высоте менее 70 м и скорости 0,9 Маха, маневрируя вдоль рельефа местности. Пилоты называли такой полёт «лыжными гонками». Система ПВО демонстрировала неэффективность против маловысотных целей.

Боевые вылеты в конце 90 годов

В операции «Каньон Эльдорадо» в 1986 г. для атаки на резиденцию ливийского лидера Муамара Каддафи в Триполи приняли участие 13 F-111F и 3 EF-111. По данным США, один F-111F был потерян, а еще один поврежден, но ливийские источники сообщали о более значительных потерях американцев.

В 1991 г., во время операции «Буря в пустыне», F-111 широко использовались для атак на иракские цели. 66 самолетов F-111F из 48-го были развернуты в Саудовской Аравии, а 22 F-111E и 5 EF-111A действовали с Турции. В рамках операции бомбардировщики совершили более 4 тыс. вылетов, и ни один из них не был потерян. Больше бомбардировщики не использовались в бою.

Австралия стала единственной страной, которой поставлялись тактические бомбардировщики. Австралийские ВВС получили 24 самолета F-111C с крылом увеличенного размаха и модифицированной авионикой. В 1990 г. Австралия приобрела 15 F-111G. Истребители сняли с вооружения австралийских ВВС в 2010 г. В каталоге Bison Store есть вещь, отвечающая духу пилотажной романтики – кожаная мужская куртка Бомбер F-111 из буйволиной кожи.

Лого


Cтатьи по теме
История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...

Берет: цветной знак различия и почета
16.01.24
Берет: цветной знак различия и почета

Стройные ряды десантников, марширующих на параде в беретах с начищенными до блеска кокардами. Фотографии из архивов спецназа – видавшие виды камуфляжные...

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
12.12.23
Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек...

История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!
17.10.23
Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!

Первое, что следует принять как аксиому: далеко не каждое кепи, сшитое из...

История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный...

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории...