29.08.2024
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в 1882 году в Сент-Луис (Миссури), компания Banner Buggy Co. выпускала телеги, фургоны и прочий конный транспорт. В 1915 г. Гарднер занимался сборкой кузовов для Chevrolet. Вдобавок, он взял под собственный контроль все дилерские центры этой компании, расположенные на западе от реки Миссисипи.
В 1917 году корпорация General Motors выкупила Chevrolet, а сыновья Гарднера – Фредерик и Рассел-младший – ушли добровольцами на флот. В итоге он решил продать свою фабрику GM.
Создание Gardner Motor Company
После войны в 1919 г. вместе с сыновьями Гарднер основал новую компанию Gardner Motor Co. и приступил к производству автомобилей. Почти все запчасти к ним закупались у других производителей. В продажу первая модель Gardner поступила в феврале 1920 г. В 1921 г. объем продаж составлял 3800 единиц, а уже в 1922-м – 9000 единиц, на которые предоставлялась полная гарантия в 1 год (при том, что другие производители автотранспорта давали только 90 дней). Выпускаемые модели оснащалась 4-цилиндровыми рядными моторами Lycoming.
В 1925 г. компания представила в Нью-Йорке более дорогой Gardner 8-й серии, который был оснащен 8-цилиндровым рядным 4.5-литровым двигателем Lycoming с мощностью в 75 л.с., а также механическими тормозами на всех 4-х колесах и фигуркой грифона на капоте, ставшей символом марки. В скором времени Gardner Motor Co. полностью отказалась от моделей с четырьмя цилиндрами, заменив их 6-й серией с 6-цилиндровым рядным 3.5-литровым двигателем мощностью 57 л.с. Годовой объем производства составлял 40 000 единиц.
В 1927 г. в модельной линейке Gardner остаются исключительно 8-цилиндровые автомобили:
- Series 80 с 3.7-литровым мотором мощностью 70 л.с. и колесной базой – 122˝. Стоимость модели варьировалась от$1395 до $1695.
- Series 90 с 4.9-литровым мотором мощностью 84 л.с. и колесной базой – 130˝. Стоимость – от $1995 до $2295.
Обе эти модели были укомплектованы топливными и температурными датчиками, а также автоматической смазкой шасси по специальной лицензии. Салон Series 90 отличался наличием материалов высокого качества. В частности, панель приборов была выполнена из орехового дерева, фурнитура – посеребренная, обивка – из мохера, шторы на окнах – шелковые.
В 1928 г. компания начала производить уже 3 модели с 8-ю цилиндрами:
- Series 75 с 3.7-литровым мотором (76 л.с.);
- Series 85 с 4-литровым мотором (85 л.с.);
- Series 95 с 4.9-литровым мотором (115 л.с.).
Цены на эти модели колебались от $1195 до $2495. На выбор предлагалось 1,5 десятка заводских видов кузова и до 50 вариантов покраски.
В 1929 г. у компании намечался контракт с New Era Motors, а также с Sears, Roebuck & Co., но в итоге они оба сорвались.
В 1930 г. на автосалоне в Нью-Йорке компания Gardner представила автомобиль собственной разработки с передним приводом, 3-й по счету вслед за Cord и Ruxton. Он был укомплектован 6-цилиндровым рядным 4-литровым мотором Continental с мощностью 80 л.с., гидравлическими тормозами внутреннего монтажа, гидравлическими двусторонними амортизаторами, а также декоративной обтекаемой решеткой перед радиатором. Прототип отличался 4-дверным кузовом от Baker-Raulang на ходовой части с колесной базой 133˝. Но все же запустить его в серийное производство у Gardner не получилось, так как из-за наступившей Великой депрессии у нее не хватило денежных ресурсов.
Завершение деятельности компании
По причине экономии на рекламе и конкуренции со стороны больших детройтских производителей, осуществляющих контроль над значительной частью поставщиков запчастей, компания претерпевала убытки с 1927 г. Последний же удар ей нанесла Великая депрессия. В результате Рассел Гарднер-младший в декабре 1931 г. запросил у акционеров Gardner разрешение на завершение производства автомобилей. Еще год компания занималось похоронным автотранспортом, а после этого закрылась окончательно. Однако дух приключений и стиль бренда остаются живы — сейчас самое время купить зимний кожаный бушлат мужской с мехом Gardner Roadster, сохранивший винтажное очарование и престиж.