Главная / Статьи / Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17

Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17

Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17
« Назад

Легендарные военные самолеты – тема, которая никогда не исчерпает себя. Проходят годы и десятилетия, а события масштабных военных кампаний с участием воздушной техники остаются на слуху и волнуют умы людей разных поколений. Три четверти века назад отгремела Вторая мировая война, а мужчины по-прежнему носят кожаные куртки-бомберы, сшитые по образцу одежды пилотов бомбардировщиков B-17: прославленных «летающих крепостей».

Предел конструкторской мысли

Американская авиация никогда не плелась в хвосте технического прогресса, и все же в тридцатых годах прошлого века авиакорпусу армии США катастрофически не хватало мощных самолетов, способных устроить действительно внушительное бомбометание.

Над решением задачи практически параллельно бились лучшие конструкторские умы сразу трех крупнейших компаний: Boeing, Douglas Aircraft и Lockheed Martin Corporation. И если «Дуглас» и «Мартин» шли более-менее привычными путями, то «Боинг» замахнулся на  разработку тяжелого бомбера с четырьмя моторами и «неубиваемыми» летными характеристиками. На тот момент подобными машинами обладали только две державы мира: Франция и Советский союз.

b17-bomber-pilot bomber-b17-pilot

Обретение имени

В начале июля 1935 года в Сиэтле бомбер B-17 впервые отправился в публичный демонстрационный полет. Среди людей, восхищенно следивших за огромной, впечатляющей, но удивительно соразмерной и хищно-красивой машиной, был и репортер Ричард Уильямс. Именно он первым воскликнул: «Летающая крепость!» Этому неформальному имени было суждено закрепиться за бомбардировщиком B-17 навсегда.

Итак, что же представлял собой знаменитый самолет? Цельнометаллическая сверхнадежная конструкция, округлый фюзеляж. Крыло из восемнадцати секций. Убирающиеся шасси. Мощные моторы, прикрытые капотами NASA. До двенадцати пулеметов для защиты в воздухе. А главное, бомбовая нагрузка могла доходить почти до девяти тонн – хотя обычно для выполнения боевой задачи с лихвой хватало двух с половиной.

В серийное производство машина была запущена летом 1939 года. За шесть последующих лет с заводских стендов сошли 12731 «летающих крепостей» B-17 всех модификаций. 

Экипаж – одна семья

Управлялся бомбардировщик экипажем из десяти человек, восемь из которых, исключая командира судна и второго пилота, выполняли обязанности стрелков. Как впоследствии рассказывали в мемуарах военные пилоты, одним из важнейших факторов выживания самолета была слаженность действий экипажа во время выполнения заданий и особенно воздушного боя.

…На старых фотографиях, хранящихся теперь в музеях и архивах – молодые улыбающиеся парни на фоне фюзеляжей, разрисованных надписями и символами: давать боевым машинам имена всегда было традицией военных летчиков. Один из наиболее известных своими подвигами бомбардировщиков именовался «Мемфисская красотка»: в честь этого бомбера и его экипажа получила свое название куртка-бомбер Memphis Belle с роскошной аэрографией на спине, изображающей B-17 во всех подробностях.

34E28742-F11D-4F25-A2F2-6C9C62285EAB E5BB5E61-2F01-4F6D-B8CE-6F3C1774B364 F5FC273E-CAA2-4987-8A05-B4AB769037E1

Самолет, который возвращался

 На первых этапах использования четырехмоторного бомбардировщика в военных действиях в Европе эскадрильи несли огромные потери: Люфтваффе была мощным противником. Но количество самолетов, не вернувшихся на аэродромы базирования, оказалось бы намного больше, если бы не уникальная способность B-17 выживать (и добираться до посадочной полосы) при самых невероятных обстоятельствах.

Бомбер могло исполосовать пулеметными очередями вдоль и поперек. Машина могла потерять двигатель, повредить стабилизатор, остаться без значительной части крыла. Многие снимки кажутся фотомонтажом: почти полностью развороченные фюзеляжи, огромные дыры в обшивке, единственный работающий мотор… и при этом самолет долетал до базы и приземлялся! В крайнем случае, шел на вынужденную посадку, успешно спасая жизни экипажа.

Действительно – крепость

красотка мемфис

«Красотка из Мемфиса»

Двадцать пять боевых вылетов над Европой, в небе, пылающем от разрывов зениток и рвущемся от воя самолетов, – это мало или много?

Как показала военная практика, это очень много. По статистике, бомбардировщики, совершавшие вылеты над территорией Германии, редко насчитывали даже 17-20 вылетов: их сбивали раньше. Но «Красотка из Мемфиса» двадцать пять раз взлетела, уходя на боевое задание, и столько же раз благополучно приземлилась.

К завершению «полного тура» из двадцати пяти вылетов на самолете не осталось ни одной технически важной детали, которую бы хоть однажды не заменяли. Зато экипаж прошел сквозь фронтовой огонь, не потеряв ни единого человека.

Командиром «Красотки из Мемфиса» служил Роберт Морган, с его легкой руки бомбер и окрестили: в честь любимой женщины Маргарет Полк из города Мемфиса. Фото длинноногой красавицы было настолько же обязательным в кабине бомбардировщика, как и пилотский штурвал. Интересный факт: на этом самолете в качестве хвостового стрелка летал Вильям Вайлер: тот самый, что поставил бессмертный художественный фильм «Римские каникулы», эпическую сагу «Бен-Гур» и комедию «Как украсть миллион».

После окончания войны о B-17 с романтично-фривольным именем «Красотка из Мемфиса» по инициативе Вайлера сняли фильм. А в 1990 году на экраны вышла лента «Летающая крепость», прославляющая боевые подвиги летчиков тяжелых бомбардировщиков Второй мировой.

Кстати: 17 мая 2018 года, ровно через 75 лет после финального успешного приземления «Красотки из Мемфиса» на родном аэродроме, в США была открыта музейная экспозиция с полностью восстановленным самолетом.

Куртки-бомберы для современных мужчин

В каталогах Bison Store много моделей кожаных курток, основанных на летной униформе знаменитых воздушных машин времен обеих Мировых войн. И куртка пилотов бомбардировщиков B-17 с аэрографией Memphis Belle, шевронами и нашивками – одна из самых популярных и эффектных.

Легенда, прошедшая сквозь три четверти века!

Лого


Cтатьи по теме
Мужская парка: северная легенда и современный тренд
28.12.22
Мужская парка: северная легенда и современный тренд

Для начала давайте уточним, что такое парка как вид одежды в принципе, поскольку современный формат отличается от исторического прототипа как небо от земли. Согласно актуальным канонам моды и швейного дела, паркой называется теплая просторная удлиненная куртка прямого силуэта с капюшоном, чаще всего отороченным мехом.

Просто? Если бы! Едва ли не каждый вышеупомянутый признак можно оспорить, держа в руках реальную мужскую парку а ля XXI век. Тем не менее, одежда остается узнаваемой: никто не перепутает ее со спортивной или классической курткой. Почему? Чтобы разгадать этот секрет, следует вернуться назад во времени даже не на столетия – на тысячелетия.

«Клуб золотых рыбок»: взлететь в небо, упасть в воду и выжить
01.11.22
«Клуб золотых рыбок»: взлететь в небо, упасть в воду и выжить

Что может объединять участников клуба, который носит простое и даже чуть романтичное название «Золотая рыбка»? Навскидку в голову приходит масса вариантов, от сообщества любителей рыбалки и кружка аквариумистов до секции тематических коллекционеров. Впрочем, угадывать в этом случае бесполезно. А чтобы знать точно, придется вернуться на восемь десятков лет назад...

Ледокол «Полярная Звезда»: миссия выполнима
13.10.22
Ледокол «Полярная Звезда»: миссия выполнима

Плавание в высоких широтах – не для обычных кораблей. Для проходки арктических и антарктических ледовых полей нужны ледоколы, суда специальной конструкции; именно они прокладывают путь транспортным караванам, спасают затертые льдами рыболовецкие шхуны, исследуют те районы мирового океана, что большую часть времени скрыты под белым холодным панцирем. При таком предназначении очевидно: каждый ледокол – корабль-легенда. Тем более, если он единственный в своем роде...

Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия
19.09.22
Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия

Зима 1925 года. Аляска, южное побережье полуострова Сьюард, в буквальном смысле край света. Здесь, в отрезанном от остального мира сумасшедшими штормами и морозами городке Ном, началась эта история.

Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941
16.08.22
Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941

У всех истребителей схожая судьба: взлетать, ввинчиваясь в ясное или хмурое небо, таять в нем едва заметной точкой. Вступать в скоротечный и жестокий воздушный бой с врагом. А затем снова стремиться к земле… и вот тут уже как повезет.

Один самолет прокатится по посадочной полосе и замрет на ее краю, чтобы вскоре снова подняться, чтобы летать далеко и долго в военное, а после в мирное время – и только через десятилетия тихо уйти на покой в окружении более совершенного молодого поколения. Другой же вспыхнет, сорвется в штопор, слепящей звездой прочертит небосклон и навсегда исчезнет за дальним лесом, лишь огненный сполох взметнется прощальным салютом.

Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде
08.08.22
Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде

Буйвол – зверь дикий! Именно от этого факта надо отталкиваться, говоря о куртках из кожи буйвола как об уникальном тренде в мире мужской моды.

Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
22.06.22
Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
Интересные люди – военные летчики. Наверное, потому, что обитают на земле только наполовину, а на другую половину, возможно, более важную – в небе, где просторно и пусто, и все, что имеет земное происхождение, становится особенно родным.
Дальняя авиация: крылатая мощь России
20.05.22
Дальняя авиация: крылатая мощь России

У отечественной Дальней авиации много имен, официальных и неофициальных. Самое правильное на сегодняшний день, хоть и крайне сложное для произношения – объединение военно-воздушных сил ВС РФ в подчинении главнокомандующего Воздушно-космических сил России. Самое романтичное – «крылья ядерной триады». Но большинство  людей говорят просто: Дальняя авиация, и все понимают, о чем идет речь.

Су-27 – хозяин военного неба
17.05.22
Су-27 – хозяин военного неба
Ах, как повезло зрителям авиационного салона в Ле Бурже в далеком 1989 году! Даже на столь крутых международных мероприятиях далеко не каждый раз демонстрируется что-то принципиально новое, зрелищное и даже поразительное. Но нынче было на что посмотреть: новейший русский истребитель Су-27, чертя стремительную небесную траекторию, вдруг встал на дыбы и практически остановился в воздухе – вертикально, даже чуть выставив хвост вперед. Законы аэродинамики? Не, не слышали. А потом снова лег на брюхо и полетел себе дальше, как ни в чем не бывало. Фантастика!
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться
20.04.22
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться

Летают ли крокодилы? Еще как летают, не угонишься. И отнюдь не потому, что, как в старом анекдоте, «товарищ капитан так сказал». А потому что полет – их основное назначение наряду с грозной атакующей мощью.