Главная / Статьи / Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17

Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17

Легенда в небе войны: бомбардировщики США В-17
« Назад

Легендарные военные самолеты – тема, которая никогда не исчерпает себя. Проходят годы и десятилетия, а события масштабных военных кампаний с участием воздушной техники остаются на слуху и волнуют умы людей разных поколений. Три четверти века назад отгремела Вторая мировая война, а мужчины по-прежнему носят кожаные куртки-бомберы, сшитые по образцу одежды пилотов бомбардировщиков B-17: прославленных «летающих крепостей».

Предел конструкторской мысли

Американская авиация никогда не плелась в хвосте технического прогресса, и все же в тридцатых годах прошлого века авиакорпусу армии США катастрофически не хватало мощных самолетов, способных устроить действительно внушительное бомбометание.

Над решением задачи практически параллельно бились лучшие конструкторские умы сразу трех крупнейших компаний: Boeing, Douglas Aircraft и Lockheed Martin Corporation. И если «Дуглас» и «Мартин» шли более-менее привычными путями, то «Боинг» замахнулся на  разработку тяжелого бомбера с четырьмя моторами и «неубиваемыми» летными характеристиками. На тот момент подобными машинами обладали только две державы мира: Франция и Советский союз.

b17-bomber-pilot bomber-b17-pilot

Обретение имени

В начале июля 1935 года в Сиэтле бомбер B-17 впервые отправился в публичный демонстрационный полет. Среди людей, восхищенно следивших за огромной, впечатляющей, но удивительно соразмерной и хищно-красивой машиной, был и репортер Ричард Уильямс. Именно он первым воскликнул: «Летающая крепость!» Этому неформальному имени было суждено закрепиться за бомбардировщиком B-17 навсегда.

Итак, что же представлял собой знаменитый самолет? Цельнометаллическая сверхнадежная конструкция, округлый фюзеляж. Крыло из восемнадцати секций. Убирающиеся шасси. Мощные моторы, прикрытые капотами NASA. До двенадцати пулеметов для защиты в воздухе. А главное, бомбовая нагрузка могла доходить почти до девяти тонн – хотя обычно для выполнения боевой задачи с лихвой хватало двух с половиной.

В серийное производство машина была запущена летом 1939 года. За шесть последующих лет с заводских стендов сошли 12731 «летающих крепостей» B-17 всех модификаций. 

Экипаж – одна семья

Управлялся бомбардировщик экипажем из десяти человек, восемь из которых, исключая командира судна и второго пилота, выполняли обязанности стрелков. Как впоследствии рассказывали в мемуарах военные пилоты, одним из важнейших факторов выживания самолета была слаженность действий экипажа во время выполнения заданий и особенно воздушного боя.

…На старых фотографиях, хранящихся теперь в музеях и архивах – молодые улыбающиеся парни на фоне фюзеляжей, разрисованных надписями и символами: давать боевым машинам имена всегда было традицией военных летчиков. Один из наиболее известных своими подвигами бомбардировщиков именовался «Мемфисская красотка»: в честь этого бомбера и его экипажа получила свое название куртка-бомбер Memphis Belle с роскошной аэрографией на спине, изображающей B-17 во всех подробностях.

34E28742-F11D-4F25-A2F2-6C9C62285EAB E5BB5E61-2F01-4F6D-B8CE-6F3C1774B364 F5FC273E-CAA2-4987-8A05-B4AB769037E1

Самолет, который возвращался

 На первых этапах использования четырехмоторного бомбардировщика в военных действиях в Европе эскадрильи несли огромные потери: Люфтваффе была мощным противником. Но количество самолетов, не вернувшихся на аэродромы базирования, оказалось бы намного больше, если бы не уникальная способность B-17 выживать (и добираться до посадочной полосы) при самых невероятных обстоятельствах.

Бомбер могло исполосовать пулеметными очередями вдоль и поперек. Машина могла потерять двигатель, повредить стабилизатор, остаться без значительной части крыла. Многие снимки кажутся фотомонтажом: почти полностью развороченные фюзеляжи, огромные дыры в обшивке, единственный работающий мотор… и при этом самолет долетал до базы и приземлялся! В крайнем случае, шел на вынужденную посадку, успешно спасая жизни экипажа.

Действительно – крепость

красотка мемфис

«Красотка из Мемфиса»

Двадцать пять боевых вылетов над Европой, в небе, пылающем от разрывов зениток и рвущемся от воя самолетов, – это мало или много?

Как показала военная практика, это очень много. По статистике, бомбардировщики, совершавшие вылеты над территорией Германии, редко насчитывали даже 17-20 вылетов: их сбивали раньше. Но «Красотка из Мемфиса» двадцать пять раз взлетела, уходя на боевое задание, и столько же раз благополучно приземлилась.

К завершению «полного тура» из двадцати пяти вылетов на самолете не осталось ни одной технически важной детали, которую бы хоть однажды не заменяли. Зато экипаж прошел сквозь фронтовой огонь, не потеряв ни единого человека.

Командиром «Красотки из Мемфиса» служил Роберт Морган, с его легкой руки бомбер и окрестили: в честь любимой женщины Маргарет Полк из города Мемфиса. Фото длинноногой красавицы было настолько же обязательным в кабине бомбардировщика, как и пилотский штурвал. Интересный факт: на этом самолете в качестве хвостового стрелка летал Вильям Вайлер: тот самый, что поставил бессмертный художественный фильм «Римские каникулы», эпическую сагу «Бен-Гур» и комедию «Как украсть миллион».

После окончания войны о B-17 с романтично-фривольным именем «Красотка из Мемфиса» по инициативе Вайлера сняли фильм. А в 1990 году на экраны вышла лента «Летающая крепость», прославляющая боевые подвиги летчиков тяжелых бомбардировщиков Второй мировой.

Кстати: 17 мая 2018 года, ровно через 75 лет после финального успешного приземления «Красотки из Мемфиса» на родном аэродроме, в США была открыта музейная экспозиция с полностью восстановленным самолетом.

Куртки-бомберы для современных мужчин

В каталогах Bison Store много моделей кожаных курток, основанных на летной униформе знаменитых воздушных машин времен обеих Мировых войн. И куртка пилотов бомбардировщиков B-17 с аэрографией Memphis Belle, шевронами и нашивками – одна из самых популярных и эффектных.

Легенда, прошедшая сквозь три четверти века!

Лого


Cтатьи по теме
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...

Берет: цветной знак различия и почета
16.01.24
Берет: цветной знак различия и почета

Стройные ряды десантников, марширующих на параде в беретах с начищенными до блеска кокардами. Фотографии из архивов спецназа – видавшие виды камуфляжные...

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
12.12.23
Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек...

История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!
17.10.23
Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!

Первое, что следует принять как аксиому: далеко не каждое кепи, сшитое из...