Ледокол «Полярная Звезда»: миссия выполнима
13.10.2022
Плавание в высоких широтах – не для обычных кораблей. Для проходки арктических и антарктических ледовых полей нужны ледоколы, суда специальной конструкции; именно они прокладывают путь транспортным караванам, спасают затертые льдами рыболовецкие шхуны, исследуют те районы мирового океана, что большую часть времени скрыты под белым холодным панцирем. При таком предназначении очевидно: каждый ледокол – корабль-легенда. Тем более, если он единственный в своем роде...
USCGC Polar Star – одинокая звезда
В американском флоте всего два ледокола. И только один из них – тяжелый, способный справляться с паковыми льдами и толстым ледовым панцирем у берегов Антарктиды.
Корабль с романтичным названием «Полярная звезда» строили четыре года, с 1972 по 1976. Одновременно на верфях заложили и его близнеца – Polar Sea, но о «Полярном море» можно говорить только в прошедшем времени, поскольку с 2010 года судно не используется: ходовая часть износилась настолько, что проще было поставить корабль на вечный прикол, чем отремонтировать. Кстати, Polar Star тоже прошел капитальный ремонт в 2010-2013 годах, но снова вернулся в строй.
И остался в одиночестве.
А это значит, что на его стальные плечи легли важнейшие миссии: ледовая проводка рыболовецких, торговых и военных судов, спасательные операции в полярных зонах, научные исследования. А в первую очередь доставка топлива, продовольствия и других грузов на станцию Мак-Мердо в Антарктиде – гордость и славу полярных проектов США.
В таких условиях не имеет значения, что возраст ледокола более чем солидный, совсем немного осталось до пятидесятилетнего юбилея. Что многие узлы технически устарели и вовсю капризничают, а запчастей для них не найдешь днем с огнем, они просто больше не выпускаются. Что в случае ЧП где-нибудь в глухих льдах прийти на помощь без международных переговоров будет некому.
Неважно. Миссия должна быть выполнена, потому что ее не выполнит никто, кроме Polar Star.
Портрет ледокола
Что надо знать непосвященному человеку о технических возможностях «Полярной звезды», чтобы представить судно «в работе»? Не так уж много.
Длина ледокола 122 метра, ширина 25,5 метра. Это солидно, но в масштабах мирового судоходства не уникально: есть круизные лайнеры втрое длиннее, а если приводить в пример танкеры – так и чуть не вчетверо, при соответствующей ширине. Но ледоколы берут не размером, а конструкцией и мощью, им и не надо быть громадными; так, построенный в том же 1976 году «Красин» имел практически аналогичные габариты. Да и новейшие ледоколы-атомоходы российского проекта 22220 всего в полтора раза больше – 172 на 34 метра.
Водоизмещение «Полярной звезды» составляет 12 000 тонн, без дозаправки корабль может пройти 45 000 км. В сплошных льдах толщиной до 2 метров двигается со скоростью 3 узла, то есть 5-6 км в час, способен взламывать ледовый покров до 4 метров толщиной; по некоторым сведениям – до 6,4 метра. По совокупной мощности двигательных установок сравним с атомными ледоколами типа «Арктика». Несет на борту два вертолета – с взлетно-посадочными площадками и ангарами. Экипаж составляет порядка 150 человек.
Ледокол приписан к Береговой охране США, базой ему служит Сиэтл: «изумрудный город», «город дождя», «ворота в Аляску», как его называют. А также крупнейший порт на побережье Северной Америки, обращенном к Тихому океану. По этому океану и совершает плавания «Полярная звезда», от Арктики до Антарктики.
Станция Мак-Мердо
Мягко сказано – станция! Сегодня это целый город на острове Росс с населением чуть меньше полутора тысяч человек, неофициальный центр Антарктиды, огромный по меркам полярных широт научный центр и порт. Есть даже отель и бар – ну а как иначе, сюда регулярно наведываются туристы. Из-за удобного расположения температура здесь редко падает ниже –40оС даже зимой, а летом бывает и плюсовой.
Это первая из американских станций, открытая в феврале 1956 года. И та точка, откуда грузы с материка, поступившие водным путем, направляются на станции США (и не только) в глубине материка.
А чтобы танкеры и контейнеровозы смогли пройти в порт Мак-Мердо, путь во льдах для них пробивает ледокол Polar Star. От корабля и экипажа зависит, получат ли полярники все необходимое для жизни и работы на год вперед, потому что по воздуху завозится лишь малая часть.
С 2014 года ледокол выполняет миссию Deep Freeze по снабжению антарктической станции, что бы ни случилось. В 2018 году во время рейса в Антарктиду забарахлили турбины, затем в машинном отделении обнаружилась вода – попала через износившиеся прокладки гребного вала. Позже случались и локальный пожар, и выход из строя оборудования… бывало разное, но каждое лето ледокол швартовался в Мак-Мердо, как символ незыблемой связи далекой полярной окраины с Большой землей.
Спасательные операции
Современные корабли обладают огромным запасом прочности, «плавучести и живучести», но моря и океаны планеты все равно продолжают собирать свою дань – не каждое судно возвращается в порт. Арктические и антарктические плавания опасны вдвойне, здесь против моряков не только волны и ветер, но и жесточайший холод, темнота зимней Арктики и огромная удаленность Антарктиды. А главное – лед, готовый перемолоть на своих белых клыках любого, попавшего в ловушку.
Потому, когда сигнал SOS раздается в высоких широтах, первыми на выручку идут ледоколы.
25 декабря 2013 года сообщение «терплю бедствие» пришло с борта «Академика Шокальского», небольшого корабля, совершавшего антарктические научно-туристические круизы. Судно оказалось в ледовом плену, на борту было 74 человека. На призыв немедленно откликнулись, но... китайский ледокол Xue Long тоже затерло льдами в 20 км от «Шокальского». Еще два корабля, австралийский Aurora Australis и французский L'Astrolabe, просто не смогли пробиться через ледовые поля и повернули назад, чтобы не разделить участь спасаемых.
Тогда в район бедствия пошел Polar Star, совершавший первый рейс после глобального ремонта: его возможностей вполне хватало, чтобы противостоять льдам. Но не дошел – Антарктика в очередной раз сделала все по-своему и, решив «я так не играю», выпустила добычу. Рядом с «Шокальским» прошла крупная трещина, и судно, с которого к тому времени вертолетами эвакуировали всех, кроме экипажа, самостоятельно вышло на чистую воду. А за ним и Xue Long.
Рыболовецкому судну Antarctic Chieftain с австралийской припиской и двадцатью шестью моряками на борту так не повезло: в феврале 2015 года оно намертво застряло во льдах в полутора тысячах километров от пролива Мак-Мердо. Льдины погнули лопасти винта, корабль потерял ход. Ледокол Polar Star, выполнявший в это время ежегодную миссию Deep Freeze, пробивался к пострадавшему «Антарктическому вождю» 240 км – в крайне плохих погодных условиях, через снежный буран; толщина льда составляла 3,5-4,5 метра. И не просто пробился, но отбуксировал судно обратно до открытой воды, где Antarctic Chieftain смог двигаться самостоятельно.
Кстати, не всегда «Полярная звезда» приходила на помощь в океане, и не всегда боролась со льдом. Случалось и на суше противостоять прямо противоположной стихии: 16-17 февраля 2017 года, когда возле города Крайстчерч в Новой Зеландии полыхал крупнейший для островов пожар, экипаж Polar Star добровольно присоединился к сотрудникам новозеландской Пожарной службы.
Рекорды на севере и на юге
Пробовать полярные широты на прочность – еще одна сфера деятельности USCGC Polar Star. В декабре 2020 года ледокол получил новую задачу: отправиться не на юг, а на север, причем в разгар арктической зимы. Непривычная и потому тяжелая Arctic West Winter mission увенчалась тем, что судно достигло 72о 11' северной широты, самой северной точки, которой когда-либо удавалось достигать надводным американским кораблям в зимнее время.
Как сказал по возвращении капитан ледокола Уильям Войтира, плавание было похоже на автомобильную аварию, затянувшуюся на много дней – когда льдины таранили борта, казалось, что это визжит металл и сминается стекло, и этот звук длился и длился. Лед, шторм и тьма стали попутчиками корабля в зимней миссии в Арктике.
А в марте 2022 года Polar Star поставил новый рекорд, уже в масштабах не страны, но мира: дошел до самого южного судоходного предела, координат 78°44,022' южной широты, двигаясь вдоль ледника Росса. Когда-то в Китовой бухте, ныне исчезнувшей из-за отколовшихся громадных айсбергов, бывали прославленные исследователи Антарктиды Эрнест Шеклтон, Руаль Амундсен, Ричард Берд, а теперь по их следам и дальше идет новое поколение смелых.
Взгляд в будущее
Да, единственному тяжелому ледоколу Соединенных Штатов скоро стукнет полвека. И не исключено, что через какое-то время он встанет на постоянный прикол, уступив место новым ледовым судам, которые уже строятся. Но десятилетия безупречной службы останутся в истории освоения высоких широт и памяти тех, кто к этой истории причастен. А может, и не только их.
О ледоколе «Полярная звезда» пока не написаны романы и не сняты фильмы, это дело будущего. Но Bison Store уже сейчас представляет коллекцию зимних кожаных курток, объединенных под названием Polar Star: мужские укороченные, классические и удлиненные пуховики с эмблемой ледокола, куртки вертолетчиков, оформленные уникальными шевронами Fly by instinct – «лети на интуиции», универсальное правило полярных пилотов.
И яркий, многоцветный, притягивающий взгляд рисунок «Полярной звезды» на подкладке... Кто имеет глаза, увидит, кто имеет мужской характер – оценит.