Главная / Статьи / «Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
« Назад

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул двигателей, дрожание горячего воздуха, чуть размывающего картинку. И вдруг – взрыв разноцветных клубов дыма: зеленого, белого, красного!

Фирменная «фишка» группы высшего пилотажа Frecce Tricolori итальянских ВВС перед выступлением на авиационном шоу.

Первое ощущение, когда видишь полет «Трехцветных стрел», вживую или на видеозаписи, неважно: самолеты так летать не могут! В небе происходит что-то фантастическое, захватывающее дух. В буквальном смысле слова: только когда десять самолетов, выполнив программу, теми же двумя линиями крыло к крылу касаются аэродромного бетона, ты понимаешь, что все это время забывал дышать.

В современном мире много великолепных пилотажных групп. Но Frecce Tricolori не просто демонстрируют высшее мастерство, они устраивают из показов настоящие воздушные спектакли. «Реактивные танцоры» – сказал кто-то из журналистов. Поистине так.

У истоков

planitaly Никто не приходит на пустое место: чтобы сегодняшние «Трехцветные стрелы» могли с блеском представлять военную авиацию своей страны, их предшественникам пришлось пройти долгий и непростой путь.

Двадцатые годы XX века. В Италии, имеющей вполне достойные ВВС, все громче звучат разговоры о том, что пора бы создать пилотажную школу. Решающим оказалось слово Рино Корсо Фужье, тогда полковника, а в будущем генерала Королевских военно-воздушных сил. Группа была сформирована на базе аэродрома Удине-Кампоформидо, включала пять легких машин Fiat CR.20 и практически сразу завоевала признание и популярность. Более чем успешный дебют случился в июне 1930 года, и вплоть до начала Второй мировой войны эскадрилья гастролировала по миру.

Воздушные шоу асов гипнотизировали современников; но человек XXI века, рассматривая фотохроники Squadriglia Folle – так именовалась авиагруппа, – испытывает намного более острые эмоции. Почему? А вы попробуйте представить угловатые самолеты-этажерки той эпохи, занимающиеся небесной акробатикой!

После войны

Если до Второй мировой в Италии существовала всего одна пилотажная эскадрилья, то в послевоенные годы такие группы создавались и расформировывались чуть ли не ежегодно.

Открыли список в 1950 году Cavallini Rampanti, «Гарцующие кони», упраздненные через год после создания и возрожденные в 1956-м. За следующие десять лет появились и исчезли авиагруппы Guizzo и Getti Tonanti, «Белые тигры», «Красные дьяволы», «Черные копьеносцы»... Летчики пилотировали истребители «громовой» линейки F-84G Thunderjet и F-84F Thunderstreak, летали на F-86 Sabre. «Джуиззо» виртуозно владели машинами на малых высотах, Getti Tonanti участвовали в авиашоу Олимпиады-1960 в Риме. В целом все шло неплохо, но реального прорыва, такой команды, чтобы без оговорок могла стать славой Италии в небе, так и не возникло.

В 1960 году в генштабе итальянских ВВС было решено: хватит! Нужно создать одну пилотажную группу, собрав в нее лучших из лучших воздушных асов. Задачу сформировать подразделение возложили на военного летчика Марио Скварчину, ранее готовившего «Красных дьяволов». Майор справился с порученным делом на ура, и с 1 марта 1961 года будущая легенда мировой авиации Frecce Tricolori начала свое официальное существование.

Десять плюс

tricolor Одно из принципиальных отличий «Трехцветных стрел» от других АГПВ – количество самолетов, участвующих в показе. Это самая крупная эскадрилья такого рода в мире: в воздух поднимается сразу десяток машин, девять из которых отрабатывают фигуры в группе. Десятый же самолет ведет сольную программу, добавляя в «танец» коллег уникальные штрихи. Необычная тактика вкупе с отточенным мастерством пилотов и «дымовым» визуальным сопровождением позволяет сделать полеты невероятно зрелищными.

Уже которое десятилетие группа высшего пилотажа летает на двухместных учебно-тренировочных машинах Aermacchi МВ-339 PAN: специальной модификации MB-339 для акробатических упражнений в воздухе со снятым вооружением, вместо которого на борту смонтированы генераторы дыма. Полностью снаряженный для взлета истребитель весит всего порядка 5000 кг – и проделывает в воздухе такие кульбиты, какие никогда не сделать боле тяжелым самолетам.

У всех участников Frecce Tricolori общий позывной «пони»: он принят в честь лучшего итальянского воздушного аса Первой мировой войны Франческо Баракки, обладателя персональной фамильной эмблемы в виде вставшего на дыбы коня. Различают самолеты по порядковому номеру от 1 до 10, цифры нанесены на фюзеляжи. «Пони-1» – лидер группы, а «пони-10» – солист. А вот командир с позывным «пони 0» остается на земле: для общей координации действий. И еще надо обязательно сказать о наземной команде поддержки, включающей более 80 человек с самыми разными обязанностями, от техников до администраторов.

В базовом арсенале «Трехцветных стрел» 18 эффектных построений и фигур высшего пилотажа. Шлейфы цветных дымов, растягивающиеся за самолетами, чертят в воздухе линии, объемные абрисы. Великолепно смотрятся уникальные элементы: например, «Аризона», когда самолетный строй распускается лепестками гигантского цветка, а солист делает над ним «колокол» – взмывает вертикально на хвосте, замирает на мгновение и, все так же по вертикали, проваливается вниз к земле. Не менее захватывающе выглядят встречные проходы основной девятки и сольной машины на сверхмалых высотах.

Истребители – творения человеческих рук, и человеку они послушны. Зато небо непредсказуемо и капризно: ну кто может абсолютно точно предсказать погоду в задолго назначенный день в конкретном месте авиационного показа? Но авиашоу должно состояться при любых условиях, потому в запасе у Frecce Tricolori разные программы выступления: «высокая», если нижний край облачности приподнят не менее чем на километр, и «низкая», когда облака опускаются до 500-600 метров. Есть еще и «плоский» сценарий, для совсем малых высот.

Финальный, обязательный элемент любой программы: девять самолетов идут параллельным курсом, центральная тройка выпускает белые дымы, две крайние – зеленые и красные. Цвета государственного флага Италии, национальный триколор, который Frecce Tricolori гордо разворачивают в десятках стран мира на самых престижных авиационных показах. В России пилотажная группа впервые выступила в 2003 году, в небе над Жуковским на VI Международном авиационно-космическом салоне МАКС.

Черная страница

Мастера высшего пилотажа рискуют постоянно. Это неизбежно: при любом уровне подготовки, огромном опыте и таланте, при всех достижения технического прогресса. Ведь воздух – не земля, он никогда не станет для человека полностью доступной и безопасной стихией. Летчики Frecce Tricolori принимают это знание со спокойным достоинством; но одно дело, когда в авариях гибнут пилоты, и другое, если страдают до последней секунды ни о чем не подозревающие обычные люди.

Беда случилась в 1988 году на популярном авиационном показе Flugtag в Западной Германии. В ясный день конца августа более трехсот тысяч зрителей увлеченно смотрели в небо, наслаждаясь воздушным шоу над авиабазой Рамштайн. «Трехцветные стрелы» демонстрировали одну из самых впечатляющих фигур – «пробитое сердце». Девять самолетов двумя группами закладывали петли к земле, рисуя стилизованный абрис сердца, а сольная машина летела наперерез, чтобы пронзить фигуру. Но вместо эффектного встречного расхождения в нижней точке, в каких-то 40 метрах от земли, самолет-«стрела» столкнулся с двумя другими. Горящие машины рухнули на поле, полное людей. Семьдесят человек погибло, несколько сотен были ранены. Погибли и пилоты всех трех истребителей.

Катастрофа заставила серьезно пересмотреть принципы безопасности на массовых показах, но не надломила дух эскадрильи. Frecce Tricolori продолжили работать, тренировать пилотов – и выступать. В первый день марта 2021 года авиационная группа высшего пилотажа ВВС Италии отметила шестидесятилетний юбилей со дня своего основания.

Взлетная полоса

Откуда приходят пилоты в АГВП? Сколько времени летают? Куда уходят потом? Такими вопросами редко задаются зрители авиашоу, но для летчиков «Трехцветных стрел» эти моменты крайне важны. В группу отбирают воздушных асов из всех подразделений итальянских военно-воздушных сил, на основе ряда критериев: количество летных часов на реактивных штурмовиках – от 1000, мастерство – безусловное, здоровье – отменное. Обязательны отличные навыки коммуникации, «чувство локтя». Требования жесткие, но количество претендентов на места в самолетах с зелено-бело-красными стрелами на бортах возрастает с каждым годом.

Внутри эскадрильи действует своя ротация: новички вливаются в основную девятку, постепенно продвигаются на все более ответственные позиции, и у каждого есть шанс однажды стать лидером. Пять лет, а столько обычно здесь служат, вполне достаточно, чтобы проявить летные и организаторские таланты. Затем приказы командования направляют пилотов на новые места: всегда с повышением. Так что служба в Frecce Tricolori – не только взлетные полосы аэродромов, но и взлетная полоса военной карьеры.

Авиационная группа высшего пилотажа «Трехцветные стрелы» – гордость, легенда и представительская визитка военно-воздушных сил Италии. Эмблема в форме щита с натянутым луком и трехцветными стрелами-самолетами известна в любом уголке мира. Крупнейшие компании-производители считают за честь выпускать продукцию для мужчин с символикой Frecce Tricolori: эксклюзивные наручные часы, спортивное снаряжение и даже шикарнейшие гиперкары.

А в каталоге Bison Store есть вещь, намного больше отвечающая духу Frecce Tricolori и пилотажной романтики в целом – зимняя куртка-пилот из натуральной кожи с аутентичными нашивками и шевроном на груди «Leader 1». Ведь быть первым можно не только в небе, но и в жизни!

Лого


Cтатьи по теме
Топ-10 отечественных военных самолетов
07.11.24
Топ-10 отечественных военных самолетов

Основные задачи боевых крылатых истребителей – уничтожение целей противника. С того момента, как появились первые самолеты, авиастроительная отрасль...

Boeing B-15. Небесный левиафан
28.10.24
Boeing B-15. Небесный левиафан

Когда говорят о гигантах авиации, многие сразу вспоминают современные тяжелые бомбардировщики и транспортные самолеты. Однако мало кто знает, что еще в 1930-х г....

Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...