Военная фуражка: когда история берет под козырек
03.07.2023
Фуражка – настолько известный и популярный головной убор, что кажется, он существовал всегда, во все времена и во всех странах. Однако историческая наука утверждает, что родилась фуражка в России, а возраст ее не слишком-то и велик в сравнении со многими другими предметами военного гардероба: чуть больше двухсот лет. А модели с козырьком еще моложе, практически на целое столетие.
Тем не менее, фуражка успела пройти долгий и интересный путь, претерпев на нем множество изменений.
Кивера и фуражные шапки
Вспомним, как выглядит знакомая всем фуражка. Верхнее ровное поле – овальное дно. Поддерживающая его тулья, сшитая из нескольких элементов. Околыш: круговая лента шириной 3-7 см, охватывающая голову. И жесткий козырек, который может быть разной формы и размера. На околыше, точно по центру надо лбом, располагается кокарда; выше, на тулье, в некоторых случаях присутствует эмблема или технический знак. Над козырьком лежит рант в виде ремешка или витого шнура, закрепленный по бокам пуговицами. На стыках тульи и дна, околыша и тульи, а иногда и околыша и козырька проходит кант (выпушка), часто цветной. Парадные модели фуражек, головные уборы высших чинов украшаются шитьем.
А теперь давайте поищем в истории военной амуниции головной убор, который больше всего напоминал бы фуражку визуально. Долго думать не придется: правильно, бравый гусарский кивер! Только у киверов были козырьки – самая узнаваемая деталь. И да, именно на смену киверам и пришли фуражки в начале XIX века. Однако, несмотря на явную схожесть, «родство» этих головных уборов скорей двоюродное. Подлинной же прародительницей фуражки, давшей ей знаменитое имя, была скромная фуражная шапочка, которую носили отнюдь не в строевых частях.
Фуражом в армейских реалиях именуется сухой корм для лошадей, овес и сено. Очевидно: от того, насколько качественно и сытно накормлены кони, напрямую зависит успех любой кавалерийской операции. Заготовкой фуража для нужд армии Российской Империи в XVIII-XIX веках занимались специальные люди – фуражные офицеры, фуражиры. Вот они-то и носили фуражные шапки, или фуражки, изначально представлявшие собой... высокий суконный колпак с кисточкой.
От будущих элегантных фуражек в них были разве что околыши для лучшей посадки на голове, и то не всегда. Бойцы строевых частей тоже частенько командировались на закупку корма, это являлось обычной практикой у гусар и драгун; отправляясь выполнять приказ, они снимали высокие (до 75 см!), тяжелые и неудобные кивера и надевали более практичные матерчатые шапочки-колпаки.
Колпак, бескозырка, фуражка
Как со временем видоизменялись фуражные шапки – отдельный рассказ. Достаточно сказать, что цвета самого колпака, околыша, выпушки, кисти и гайки (маленькой муфты, прикрывавшей соединение кончика колпака и кисточки), строго определялись для разных родов войск и отдельных полков. Объемные колпаки, да еще из цветного сукна, было весьма недешево шить и не так уж легко носить: к примеру, попробуйте-ка надеть такую шапку одной рукой! А поскольку изготавливались они непосредственно в полках из выданных материалов, солдаты стали «лукавить»: уменьшать высоту, расширять верх. Тенденция нижних чинов была замечена, признана полезной, и 23 сентября 1811 года вышел императорский указ, вводящий фуражку нового образца – с околышем, невысокой чуть расширяющейся тульей и круглым донышком.
Вот это уже было больше похоже на классическую фуражку, точнее, пока бескозырку. А дальше просто: если уж колпак был удобней тяжелых военных головных уборов, то новая фуражная шапка постепенно просто вытеснила кивера, особенно когда обзавелась столь же эффектным козырьком, хорошо защищающим от дождя и солнца. И не только кивера: даже легендарный полководец Михаил Илларионович Кутузов предпочитал легкую фуражку-бескозырку непрактичной и жаркой генеральской двууголке.
На протяжении XIX века фуражки с козырьком носили лишь некоторые офицеры, в самом конце 1890-х годов их получили кавалеристы драгунских полков, в 1907 году – бойцы пеших армейских подразделений вплоть до нижних чинов, вместе с летней походной формой цвета хаки. К 1909 году все модели обзавелись подбородным ремешком. Фуражка окончательно приобрела привычный для нас облик и утвердилась в правах как всеобщий военный головной убор.
Новые модификации
Следующее заметное изменение случилось в марте 1914 года: обновленная походная фуражка теперь имела тулью, приподнятую спереди – две задние части стали ниже передних и сужались к затылку, – и овальное донце. Образцы 1907 и 1914 годов прослужили вплоть до 1917 года и «по наследству» перешли к бойцам Рабоче-крестьянской Красной Армии (РККА). А в 1924 году первые корректировки в модель фуражки внесла и советская власть, утвердив летний головной убор изо льна защитного цвета с водостойкой пропиткой. Льняными же были и подбородный ремешок, и козырек, простроченный на несколько раз и проложенный картоном. Место кокарды на стыке передних частей околыша занял новый символ – красная звезда о пяти лучах.
В феврале 1928 года, согласно приказу РВС СССР № 31, в тулье «просверлили» четыре отверстия для воздухообмена. Впрочем, это новшество продержалось недолго, да и на глаз было почти незаметно, зато изданный через семь лет приказ НКО СССР № 176 изменил весь вид головного убора: появился «ворошиловский» козырек, более длинный, широкий и угловатый, недаром его не без юмора именовали «лопатой». Тогда же цвета околыша и канта вновь стали, как ранее в имперской армии, обозначать принадлежность к тому или иному роду войск.
От войны до девяностых
Мало кто знает, что был в истории фуражки момент, когда она могла вообще исчезнуть из состава обмундирования рядовых и младшего командного состава, оставшись атрибутом исключительно высших чинов, и то в мирное время. Приказ о тотальной замене фуражек на пилотки вышел зимой 1941 года, но масштабно воплотить его в жизнь помешала Великая Отечественная война. Хотя для парадных мероприятий красивый и яркий головной убор оставался незаменим: почетный караул, встречающий в Москве высоких иностранных гостей – например, британского премьера Черчилля в 1944 году, – гордо сверкал лаковыми козырьками.
Несколько десятилетий после Победы вплоть до 1990-х годов ознаменовались периодом затишья. Фуражка продолжала трансформироваться, но поступательно, без резких рывков. Приобретал выверенные округлые очертания козырек; вместо кожаного или тканевого подбородного ремешка, поднятого на околыш, все чаще использовался витой шнур. Очередное потрясение случилось в мае 1994 года – в рамках унификации военной формы были введены сильно увеличенные «аэродромные» тульи, но в дальнейшем они понемногу вернулись к нормальным размерам.
Приказываю: носить фуражку прямо!
Интересно, что в разные времена существовали разные неформальные традиции ношения фуражек – именно военных, предписанных уставом. В 1907-1910 годах нижние чины имели привычку слегка сдвигать головной убор на правую бровь, а офицеры – заправлять ремешок под кокарду и обтягивать козырек сукном в подражание англичанам; последнее отнюдь не приветствовалось и вскоре прекратилось.
А вот с лихой манерой заламывать козырек и часть тульи, возникшей в 1920-х годах и охватившей едва ли не всю армию, пришлось бороться два десятка лет всеми возможными способами. Включая прямой приказ РВС СССР № 220 от 18 ноября 1932 года надевать фуражки без залома и аналогичное распоряжение в новых Правилах ношения формы в 1936 году. Сказать правду, значительная часть и бойцов, и офицеров, особенно молодых, вышеупомянутые приказы проигнорировала; неизвестно, сколько бы еще понадобилось санкций, но 22 июня 1941 года началась война, и «мода» исчезла сама собой – стало не до забав.
На воде и в небе
Флотская бескозырка вплоть до сегодняшних дней, если не обращать внимания на качество пошива и ленты, практически один в один повторяет форму фуражной шапки образца 1811 года. Но бескозырки – матросский головной убор, командный состав на флоте носил и носит фуражки, причем более эффектные, чем офицеры сухопутных войск. Не в последнюю очередь за счет цвета – ослепительно-белый верх буквально приковывает взгляд. Кстати: белизна парадных фуражек Военно-морского флота обеспечивается за счет съемных чехлов. Именно покрой капитанских головных уборов стал образцом для самых популярных гражданских моделей – фуражек-капитанок.
Отлично прижились фуражки и «в небе» – в ВВС и гражданской авиации; к слову, здесь они входят исключительно в мужскую форму, женщины вне зависимости от звания и должности носят пилотки.
Для статуса и подарка
Вообще, популярность фуражек вне армии огромна, и снижения интереса в обозримом будущем не предвидится. Почему? Потому что фуражка – это всегда статус; недаром ее часто используют как знак студенческих сообществ или корпоративную форму, атрибут ярких тематических мероприятий. Но прежде всего этот головной убор подчеркивает статус мужчины. Сильной личности, защитника, лидера.
Кожаные фуражки из коллекций Bison Store станут органичным дополнением к кожаным курткам армейских, летных, флотских и даже городских моделей, той деталью, что гармонично завершит яркий образ – а также отличным подарком на любой из мужских календарных и профессиональных праздников.