Главная / Статьи / Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»

Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»

Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»
« Назад

emblem_512.png «Вьется по ветру «Веселый Роджер», люди Флинта песенку поют…» – кто из нас на заре юности не мурлыкал этот мотив, зачитываясь приключениями пиратов на просторах флибустьерских морей? Да что там в юности, даже в глазах вполне взрослых, успешных и состоявшихся мужчин загорается азартный огонек, когда на современной TV панели пиратские шхуны режут синие волны, звучит команда «На абордаж!», а на мачте развевается черный флаг с перекрещенными костями…

Наверное, в неистребимом магнетизме корсарского антуража и кроется секрет, почему многие воинские подразделения, так или иначе связанные с морем, в разные годы и даже века выбирали своей эмблемой – и неофициальной, и вполне узаконенной – именно «Веселого Роджера».

Предисловие: пираты-подводники

Разве можно было подумать, что чопорные и педантичные британцы вдруг поднимут пиратские флаги над своими подводными лодками? А надо же – подняли! В 1914 году, когда один из лордов Адмиралтейства Королевского флота, некто Артур Уилсон, имел неосторожность ляпнуть: мол, подлодки воюют нечестно, нападают исподтишка, как пираты, и обращаться с захваченными в плен вражескими подводниками надо как с пиратами, то есть вешать без суда и следствия. История умалчивает, что и как вышло с чужими пленными, зато на выступление Уилсона отреагировали экипажи собственных британских подлодок. Ах, пираты? Ну и отлично!

В начале осени 1914 года субмарина Е9, успешно потопив немецкий крейсер Hela, на обратной дороге в порт подняла над рубкой черный флибустьерский флаг. В 1916 году подлодка H5 отправила на дно «конкурентку» из Германии U-boat U51 – и тоже вернулась домой под «Веселым Роджером». Примеру последовали многие другие экипажи – родилась традиция, которой было суждено просуществовать до наших дней. Черные полотнища с костями и черепом водружали на перископы британские (и не только, следом подтянулись французы и даже поляки) подводные лодки времен Второй мировой войны: Utmost, Tantalus, Porporis, Sea Devil, Thunderbolt, Rubis, Safary… всех не перечислить.

Любопытно, что традиция сохранилась очень надолго: пиратскую символику демонстрировали подлодки Великобритании во времена Фолклендской войны, военных действий в Ираке и Ливии.

Корсары неба

VF-17 jolly rogers Ладно, пусть подводные лодки – они все же ближе к морским судам. Но самолеты с флибустьерской эмблемой?! Да-да, были и такие. Историю американской эскадрильи авианосной авиации VF-17 по сей день пересказывают как увлекательнейшую легенду, и вряд ли кто уже сможет определить, где в этом рассказе историческая правда, где военный фольклор, основанный на реальных событиях, а где откровенный вымысел. Судите сами…

Вторая Мировая война была в разгаре, США наращивали мощь своих вооруженных сил, уделяя особое внимание авианосцам и самолетам палубных эскадрилий. В первый день 1943 года на базе Норфолк было сформировано очередное подразделение: палубное авиационное крыло VF-17, оснащенное новыми истребителями F4U-1 Corsair. Командиром эскадрильи назначили Джона Томаса Блэкберна по прозвищу «Томми». За плечами у Блэкберна уже был опыт командования – если, конечно, так можно назвать с треском провалившееся участие эскадрильи VGF-29 в операции «Факел» в Северной Африке. Первый боевой вылет стал и последним, а сам командир, потеряв самолет, трое суток болтался на спасательном плоту, пока его не обнаружили и не выловили из успевшей до смерти надоесть воды.

Тем не менее, «Томми» получил еще один шанс и вскоре был поставлен во главе VF-17. Именно с его подачи родилось имя эскадрильи Jolly Rogers и была принята пиратская эмблема, которую отныне несли все самолеты группы. Причина выбора проста – пилоты летали на «Корсарах», ну так кто они при этом? Само собой, «пираты»!

Начало пути

Тренировки перед участием в боях оказались достаточно длительными – три четверти года; за это время эскадрилья сроднилась с истребителями, в которые даже внесли некоторые конструктивные улучшения, чтобы машины идеально соответствовали выполнению поставленных задач. В августе 1943 года «Веселые Роджеры» обосновались на авианосце ВМФ США Bunker Hill, а в конце октября получили приказ вылететь на Соломоновы Острова, чтобы обеспечивать прикрытие высадки десанта на мыс Торокина; операция романтично именовалась «Вишневый цвет». Интересно, что район предварительного базирования «пиратской эскадрильи» на острове Новая Джорджия носил весьма символичное название: Ондонго, на языке островитян «Место Смерти» – как по заказу для «воздушных флибустьеров»!

Помогла то ли мистика, то ли отличная подготовка машин и пилотов (второе намного вероятней), но с самого начала военных действий Jolly Rogers сопутствовал оглушительный успех. Утром 1 ноября эскадрилья взлетела для настоящего боя – и приземлилась после него в полном составе, но уже с пятью сбитыми вражескими самолетами на счету; два чужих истребителя уничтожил лично командир авиагруппы Джон «Томми» Блэкберн.

Всего через неделю случился еще один бой, в котором «Корсары» нос к носу столкнулись со знаменитыми японскими «Зеро»: шесть против пятнадцати. Трудно поверить, но шестерка Jolly Rogers снова ушла без потерь, перед тем ополовинив состав вражеской эскадрильи – три сбитых машины и четыре серьезно поврежденных.

Сто пятьдесят побед

John Thomas Blackburn Удача не оставляла флибустьеров неба и в дальнейшем. За время военных действий на Соломоновых островах с ноября 1943 по май 1944 года авиагруппа налетала 8577 «чистых» часов, одержала 154 воздушные победы плюс 75 предположительных, отправила на дно пять вражеских транспортных кораблей. Личные рекорды также были внушительными: Блэкберн с одиннадцатью победами занимал всего лишь третье место, а второе и первое достались пилотам с двенадцатью и семнадцатью уничтоженными истребителями противника соответственно.

Еще важней то, что во время вылетов прикрытия ни один из самолетов и судов, которые защищали «Веселые Роджеры», не был сбит или потоплен, даже в ходе штурма великолепно укрепленной японской военной базы в порту Рабаул.

В дальнейшем эскадрилье предстояло пройти длинный путь, меняя обозначения, летный состав и начальство. А первый командир «пиратов» Джон «Томми» Блэкберн ушел в отставку в 1962 году, занялся выращиванием винограда и разведением породистых собак, стал отцом двоих детей и умер в возрасте почтенных 82 лет в солнечной Флориде.

 

Первый и последний бой Джека Эрни

В 1945 году началась цепочка событий, реальность которых и сегодня отказываются признавать многие военные историки. После двух блистательных вояжей на Соломоновы острова эскадрилья VF-17 была кардинально переукомплектована, получила нового командира и отправилась принимать участие в битве за Окинаву – операции «Айсберг», в которой флот США понес больше потерь, чем в каком-либо другом сражении Второй мировой.

Перед операцией состав Jolly Rogers пополнился молодыми пилотами; вместе с другими пришел в авиагруппу и энсин Джек Эрни – молодой парень, свято верящий в американские идеалы и готовый отдать за них жизнь. То, что ему посчастливилось попасть в известнейшую «пиратскую эскадрилью», только добавляло восторга... увы, чаще всего в жерновах войны первыми гибнут вот такие восторженные мальчики. Самолет Эрни взлетел с палубы авианосца 1 апреля 1945 года в составе боевой группы; истребители встретили врага и завязали сражение. Неожиданно у машины начал сбоить мотор, прекратилась подача масла; выйти из боя Эрни не смог, ему на хвост плотно сели два японских «Зеро». На неисправном, практически не слушающемся команд истребителе молодой энсин принял бой, подбил одного противника, но от пулеметной очереди второго увернуться уже не успел. Последние слова, которые донесла до его друзей радиосвязь, были: «Запомните меня вместе с «Веселыми Роджерами!»

Сразу после катастрофы самолет Джека Эрни не нашли – ожесточенная битва продолжалась, просто не было возможности прочесать район падения, – и список авиаторов ВМС США пополнился еще одним без вести пропавшим. Но в 1959 разбившуюся машину с черепом и костями на фюзеляже все-таки обнаружили: вместе с останками пилота. Прах сына после стольких лет неизвестности забрали родители Джека.

Вечный летчик

VF-84 jolly rogers Но история на этом не закончилась – наоборот, только началась. Отец и мать решили выполнить последнюю волю Джека: его яростное желание навсегда остаться с Jolly Rogers. К тому времени «флибустьерская» авиагруппа именовалась уже VF-84, но полностью сохранила символику «Веселых Роджеров» и их традиции. Итак, родители торжественно вручили командованию эскадрильи… череп и берцовые кости Эрни, отныне ставшие реликвией и талисманом.

Кости поместили в специальный ящик под стекло, сложив их в виде пиратской эмблемы. При каждой смене командира авиагруппы, кроме официальной церемонии, происходит и неофициальная, но не менее торжественная часть: передача костей энсина, погибшего в бою. Сам Джек Эрни навечно зачислен в ряды пилотов Jolly Rogers, его имя всегда несет на фюзеляже один из истребителей.

Легенда? Возможно. Но в нее хочется верить.

Жизнь в кино

Как и многие легендарные воинские формирования, эскадрилья Jolly Rogers получила вторую жизнь в литературе и кинематографе. Упоминания «небесных пиратов» встречаются во многих документальных и художественных книгах, а на экране самолеты с костями и черепом на обшивке появляются не только в художественных лентах, но и в мультфильмах.

Большое место отведено «Веселым Роджерам» в фантастическом фильме Дона Тейлора «Последний отсчет»: динамичном рассказе об авианосце «Нимиц», внезапно перенесенном из современности в 1941 год. Еще одна лента с участием Jolly Rogers – «Приказано уничтожить» Стюарта Бэрда. И, без сомнения, все поклонники мультипликационных «Тачек» помнят полнометражный мультфильм 2013 года «Самолеты», в котором действует игровой аналог «Веселых Роджеров» – эскадрилья VF-17 «Летучие монтировки» (да останется русский перевод Jolly Wrenches на совести переводчиков).

Куртка лётчиков американских ВВС Top Gun - Jolly Rogers чёрного цвета Лётная куртка ВВС США Top Gun - Jolly Rogers (Brown Edition) Летная куртка Top Gun Navy G-1 Куртка Пилот Top Gun G-3 мужская
Top Gun - Jolly Rogers Черная Top Gun - Jolly Rogers Коричневая Top Gun Navy G-1 Top Gun G-3

«Веселые Роджеры», старт!

Во второй половине XX и начале XXI века эскадрилья «Веселых Роджеров» участвовала в событиях Кубинского кризиса, арабо-израильской Войне Судного дня, в том числе в операции Nickel Grass, в операции «Южный дозор» в Ираке и других военных действиях США. После расформирования VF-84 название Jolly Rogers, все регалии и символы приняла авиагруппа американских ВМС VF-103.

Осталось добавить, что в качестве позывного «Веселые Роджеры» использовали символичное слово Victory, а боевой клич звучал как «Бойтесь костей»!

…Почему так притягательны для людей истории военного времени, ведь война жестока и деструктивна? Но так уж получается, что именно во время войны люди проявляют свои лучшие качества: верность чести и долгу, мужество, бесстрашие, бескорыстную взаимовыручку. А значит, военная романтика была, есть и будет – пока живут на свете настоящие мужчины с сильными характерами. Именно для них Bison Store представляет серию кожаных курток Top Gun – Jolly Rogers: аутентичных реплик одежды, что носили летчики палубной эскадрильи «Веселых Роджеров», вошедшей в легенду.

Лого


Cтатьи по теме
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...

Берет: цветной знак различия и почета
16.01.24
Берет: цветной знак различия и почета

Стройные ряды десантников, марширующих на параде в беретах с начищенными до блеска кокардами. Фотографии из архивов спецназа – видавшие виды камуфляжные...

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
12.12.23
Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек...

История дубленки: из глубины веков в небесную высь
08.11.23
История дубленки: из глубины веков в небесную высь

На большинстве европейских языков эта одежда называется скучно и длинно: пальто из овчины. Зато в русском давным-давно прижилось емкое и яркое название, вполне...

Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!
17.10.23
Кепка-восьмиклинка: рабочая, аристократичная, хулиганская... модная!

Первое, что следует принять как аксиому: далеко не каждое кепи, сшитое из...

История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный...

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории...

Шапка-ушанка: происхождение и биография
17.08.23
Шапка-ушанка: происхождение и биография

Эх, шапка-ушанка, голова – два уха... Впрочем, почему только два? В прародителях этого головного убора были шапки и с тремя полноценными «ушами». А также...

Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории
17.07.23
Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории

Жилет. Один из самых распространенных, универсальных, интересных, неоднозначных и, чего лукавить, загадочных предметов одежды. «Что же тут загадочного?»...