Главная / Статьи / Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»

Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»

Небесные флибустьеры: невероятная история эскадрильи «Веселые Роджеры»
« Назад

emblem_512.png «Вьется по ветру «Веселый Роджер», люди Флинта песенку поют…» – кто из нас на заре юности не мурлыкал этот мотив, зачитываясь приключениями пиратов на просторах флибустьерских морей? Да что там в юности, даже в глазах вполне взрослых, успешных и состоявшихся мужчин загорается азартный огонек, когда на современной TV панели пиратские шхуны режут синие волны, звучит команда «На абордаж!», а на мачте развевается черный флаг с перекрещенными костями…

Наверное, в неистребимом магнетизме корсарского антуража и кроется секрет, почему многие воинские подразделения, так или иначе связанные с морем, в разные годы и даже века выбирали своей эмблемой – и неофициальной, и вполне узаконенной – именно «Веселого Роджера».

Предисловие: пираты-подводники

Разве можно было подумать, что чопорные и педантичные британцы вдруг поднимут пиратские флаги над своими подводными лодками? А надо же – подняли! В 1914 году, когда один из лордов Адмиралтейства Королевского флота, некто Артур Уилсон, имел неосторожность ляпнуть: мол, подлодки воюют нечестно, нападают исподтишка, как пираты, и обращаться с захваченными в плен вражескими подводниками надо как с пиратами, то есть вешать без суда и следствия. История умалчивает, что и как вышло с чужими пленными, зато на выступление Уилсона отреагировали экипажи собственных британских подлодок. Ах, пираты? Ну и отлично!

В начале осени 1914 года субмарина Е9, успешно потопив немецкий крейсер Hela, на обратной дороге в порт подняла над рубкой черный флибустьерский флаг. В 1916 году подлодка H5 отправила на дно «конкурентку» из Германии U-boat U51 – и тоже вернулась домой под «Веселым Роджером». Примеру последовали многие другие экипажи – родилась традиция, которой было суждено просуществовать до наших дней. Черные полотнища с костями и черепом водружали на перископы британские (и не только, следом подтянулись французы и даже поляки) подводные лодки времен Второй мировой войны: Utmost, Tantalus, Porporis, Sea Devil, Thunderbolt, Rubis, Safary… всех не перечислить.

Любопытно, что традиция сохранилась очень надолго: пиратскую символику демонстрировали подлодки Великобритании во времена Фолклендской войны, военных действий в Ираке и Ливии.

Корсары неба

VF-17 jolly rogers Ладно, пусть подводные лодки – они все же ближе к морским судам. Но самолеты с флибустьерской эмблемой?! Да-да, были и такие. Историю американской эскадрильи авианосной авиации VF-17 по сей день пересказывают как увлекательнейшую легенду, и вряд ли кто уже сможет определить, где в этом рассказе историческая правда, где военный фольклор, основанный на реальных событиях, а где откровенный вымысел. Судите сами…

Вторая Мировая война была в разгаре, США наращивали мощь своих вооруженных сил, уделяя особое внимание авианосцам и самолетам палубных эскадрилий. В первый день 1943 года на базе Норфолк было сформировано очередное подразделение: палубное авиационное крыло VF-17, оснащенное новыми истребителями F4U-1 Corsair. Командиром эскадрильи назначили Джона Томаса Блэкберна по прозвищу «Томми». За плечами у Блэкберна уже был опыт командования – если, конечно, так можно назвать с треском провалившееся участие эскадрильи VGF-29 в операции «Факел» в Северной Африке. Первый боевой вылет стал и последним, а сам командир, потеряв самолет, трое суток болтался на спасательном плоту, пока его не обнаружили и не выловили из успевшей до смерти надоесть воды.

Тем не менее, «Томми» получил еще один шанс и вскоре был поставлен во главе VF-17. Именно с его подачи родилось имя эскадрильи Jolly Rogers и была принята пиратская эмблема, которую отныне несли все самолеты группы. Причина выбора проста – пилоты летали на «Корсарах», ну так кто они при этом? Само собой, «пираты»!

Начало пути

Тренировки перед участием в боях оказались достаточно длительными – три четверти года; за это время эскадрилья сроднилась с истребителями, в которые даже внесли некоторые конструктивные улучшения, чтобы машины идеально соответствовали выполнению поставленных задач. В августе 1943 года «Веселые Роджеры» обосновались на авианосце ВМФ США Bunker Hill, а в конце октября получили приказ вылететь на Соломоновы Острова, чтобы обеспечивать прикрытие высадки десанта на мыс Торокина; операция романтично именовалась «Вишневый цвет». Интересно, что район предварительного базирования «пиратской эскадрильи» на острове Новая Джорджия носил весьма символичное название: Ондонго, на языке островитян «Место Смерти» – как по заказу для «воздушных флибустьеров»!

Помогла то ли мистика, то ли отличная подготовка машин и пилотов (второе намного вероятней), но с самого начала военных действий Jolly Rogers сопутствовал оглушительный успех. Утром 1 ноября эскадрилья взлетела для настоящего боя – и приземлилась после него в полном составе, но уже с пятью сбитыми вражескими самолетами на счету; два чужих истребителя уничтожил лично командир авиагруппы Джон «Томми» Блэкберн.

Всего через неделю случился еще один бой, в котором «Корсары» нос к носу столкнулись со знаменитыми японскими «Зеро»: шесть против пятнадцати. Трудно поверить, но шестерка Jolly Rogers снова ушла без потерь, перед тем ополовинив состав вражеской эскадрильи – три сбитых машины и четыре серьезно поврежденных.

Сто пятьдесят побед

John Thomas Blackburn Удача не оставляла флибустьеров неба и в дальнейшем. За время военных действий на Соломоновых островах с ноября 1943 по май 1944 года авиагруппа налетала 8577 «чистых» часов, одержала 154 воздушные победы плюс 75 предположительных, отправила на дно пять вражеских транспортных кораблей. Личные рекорды также были внушительными: Блэкберн с одиннадцатью победами занимал всего лишь третье место, а второе и первое достались пилотам с двенадцатью и семнадцатью уничтоженными истребителями противника соответственно.

Еще важней то, что во время вылетов прикрытия ни один из самолетов и судов, которые защищали «Веселые Роджеры», не был сбит или потоплен, даже в ходе штурма великолепно укрепленной японской военной базы в порту Рабаул.

В дальнейшем эскадрилье предстояло пройти длинный путь, меняя обозначения, летный состав и начальство. А первый командир «пиратов» Джон «Томми» Блэкберн ушел в отставку в 1962 году, занялся выращиванием винограда и разведением породистых собак, стал отцом двоих детей и умер в возрасте почтенных 82 лет в солнечной Флориде.

 

Первый и последний бой Джека Эрни

В 1945 году началась цепочка событий, реальность которых и сегодня отказываются признавать многие военные историки. После двух блистательных вояжей на Соломоновы острова эскадрилья VF-17 была кардинально переукомплектована, получила нового командира и отправилась принимать участие в битве за Окинаву – операции «Айсберг», в которой флот США понес больше потерь, чем в каком-либо другом сражении Второй мировой.

Перед операцией состав Jolly Rogers пополнился молодыми пилотами; вместе с другими пришел в авиагруппу и энсин Джек Эрни – молодой парень, свято верящий в американские идеалы и готовый отдать за них жизнь. То, что ему посчастливилось попасть в известнейшую «пиратскую эскадрилью», только добавляло восторга... увы, чаще всего в жерновах войны первыми гибнут вот такие восторженные мальчики. Самолет Эрни взлетел с палубы авианосца 1 апреля 1945 года в составе боевой группы; истребители встретили врага и завязали сражение. Неожиданно у машины начал сбоить мотор, прекратилась подача масла; выйти из боя Эрни не смог, ему на хвост плотно сели два японских «Зеро». На неисправном, практически не слушающемся команд истребителе молодой энсин принял бой, подбил одного противника, но от пулеметной очереди второго увернуться уже не успел. Последние слова, которые донесла до его друзей радиосвязь, были: «Запомните меня вместе с «Веселыми Роджерами!»

Сразу после катастрофы самолет Джека Эрни не нашли – ожесточенная битва продолжалась, просто не было возможности прочесать район падения, – и список авиаторов ВМС США пополнился еще одним без вести пропавшим. Но в 1959 разбившуюся машину с черепом и костями на фюзеляже все-таки обнаружили: вместе с останками пилота. Прах сына после стольких лет неизвестности забрали родители Джека.

Вечный летчик

VF-84 jolly rogers Но история на этом не закончилась – наоборот, только началась. Отец и мать решили выполнить последнюю волю Джека: его яростное желание навсегда остаться с Jolly Rogers. К тому времени «флибустьерская» авиагруппа именовалась уже VF-84, но полностью сохранила символику «Веселых Роджеров» и их традиции. Итак, родители торжественно вручили командованию эскадрильи… череп и берцовые кости Эрни, отныне ставшие реликвией и талисманом.

Кости поместили в специальный ящик под стекло, сложив их в виде пиратской эмблемы. При каждой смене командира авиагруппы, кроме официальной церемонии, происходит и неофициальная, но не менее торжественная часть: передача костей энсина, погибшего в бою. Сам Джек Эрни навечно зачислен в ряды пилотов Jolly Rogers, его имя всегда несет на фюзеляже один из истребителей.

Легенда? Возможно. Но в нее хочется верить.

Жизнь в кино

Как и многие легендарные воинские формирования, эскадрилья Jolly Rogers получила вторую жизнь в литературе и кинематографе. Упоминания «небесных пиратов» встречаются во многих документальных и художественных книгах, а на экране самолеты с костями и черепом на обшивке появляются не только в художественных лентах, но и в мультфильмах.

Большое место отведено «Веселым Роджерам» в фантастическом фильме Дона Тейлора «Последний отсчет»: динамичном рассказе об авианосце «Нимиц», внезапно перенесенном из современности в 1941 год. Еще одна лента с участием Jolly Rogers – «Приказано уничтожить» Стюарта Бэрда. И, без сомнения, все поклонники мультипликационных «Тачек» помнят полнометражный мультфильм 2013 года «Самолеты», в котором действует игровой аналог «Веселых Роджеров» – эскадрилья VF-17 «Летучие монтировки» (да останется русский перевод Jolly Wrenches на совести переводчиков).

Куртка лётчиков американских ВВС Top Gun - Jolly Rogers чёрного цвета Лётная куртка ВВС США Top Gun - Jolly Rogers (Brown Edition) Летная куртка Top Gun Navy G-1 Куртка Пилот Top Gun G-3 мужская
Top Gun - Jolly Rogers Черная Top Gun - Jolly Rogers Коричневая Top Gun Navy G-1 Top Gun G-3

«Веселые Роджеры», старт!

Во второй половине XX и начале XXI века эскадрилья «Веселых Роджеров» участвовала в событиях Кубинского кризиса, арабо-израильской Войне Судного дня, в том числе в операции Nickel Grass, в операции «Южный дозор» в Ираке и других военных действиях США. После расформирования VF-84 название Jolly Rogers, все регалии и символы приняла авиагруппа американских ВМС VF-103.

Осталось добавить, что в качестве позывного «Веселые Роджеры» использовали символичное слово Victory, а боевой клич звучал как «Бойтесь костей»!

…Почему так притягательны для людей истории военного времени, ведь война жестока и деструктивна? Но так уж получается, что именно во время войны люди проявляют свои лучшие качества: верность чести и долгу, мужество, бесстрашие, бескорыстную взаимовыручку. А значит, военная романтика была, есть и будет – пока живут на свете настоящие мужчины с сильными характерами. Именно для них Bison Store представляет серию кожаных курток Top Gun – Jolly Rogers: аутентичных реплик одежды, что носили летчики палубной эскадрильи «Веселых Роджеров», вошедшей в легенду.

Лого


Cтатьи по теме
Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия
19.09.22
Эстафета ценою в жизнь: Балто и Того – вожаки упряжек Великой гонки милосердия

Зима 1925 года. Аляска, южное побережье полуострова Сьюард, в буквальном смысле край света. Здесь, в отрезанном от остального мира сумасшедшими штормами и морозами городке Ном, началась эта история.

Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941
16.08.22
Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941

У всех истребителей схожая судьба: взлетать, ввинчиваясь в ясное или хмурое небо, таять в нем едва заметной точкой. Вступать в скоротечный и жестокий воздушный бой с врагом. А затем снова стремиться к земле… и вот тут уже как повезет.

Один самолет прокатится по посадочной полосе и замрет на ее краю, чтобы вскоре снова подняться, чтобы летать далеко и долго в военное, а после в мирное время – и только через десятилетия тихо уйти на покой в окружении более совершенного молодого поколения. Другой же вспыхнет, сорвется в штопор, слепящей звездой прочертит небосклон и навсегда исчезнет за дальним лесом, лишь огненный сполох взметнется прощальным салютом.

Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде
08.08.22
Куртки из кожи буйвола - в чем секрет популярности этого тренда в мужской одежде

Буйвол – зверь дикий! Именно от этого факта надо отталкиваться, говоря о куртках из кожи буйвола как об уникальном тренде в мире мужской моды.

Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
22.06.22
Шевретка: боевая подруга летчиков ВВС СССР
Интересные люди – военные летчики. Наверное, потому, что обитают на земле только наполовину, а на другую половину, возможно, более важную – в небе, где просторно и пусто, и все, что имеет земное происхождение, становится особенно родным.
Дальняя авиация: крылатая мощь России
20.05.22
Дальняя авиация: крылатая мощь России

У отечественной Дальней авиации много имен, официальных и неофициальных. Самое правильное на сегодняшний день, хоть и крайне сложное для произношения – объединение военно-воздушных сил ВС РФ в подчинении главнокомандующего Воздушно-космических сил России. Самое романтичное – «крылья ядерной триады». Но большинство  людей говорят просто: Дальняя авиация, и все понимают, о чем идет речь.

Су-27 – хозяин военного неба
17.05.22
Су-27 – хозяин военного неба
Ах, как повезло зрителям авиационного салона в Ле Бурже в далеком 1989 году! Даже на столь крутых международных мероприятиях далеко не каждый раз демонстрируется что-то принципиально новое, зрелищное и даже поразительное. Но нынче было на что посмотреть: новейший русский истребитель Су-27, чертя стремительную небесную траекторию, вдруг встал на дыбы и практически остановился в воздухе – вертикально, даже чуть выставив хвост вперед. Законы аэродинамики? Не, не слышали. А потом снова лег на брюхо и полетел себе дальше, как ни в чем не бывало. Фантастика!
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться
20.04.22
Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться

Летают ли крокодилы? Еще как летают, не угонишься. И отнюдь не потому, что, как в старом анекдоте, «товарищ капитан так сказал». А потому что полет – их основное назначение наряду с грозной атакующей мощью.

Мужская мода 2022: дубленка-авиатор в тренде
31.01.22
Мужская мода 2022: дубленка-авиатор в тренде
Куртка-авиатор на овчине! Даже слов сразу не подобрать, чтобы назвать ее правильно: овеществленная легенда? Бессмертное ретро? Культовый символ? В наступившем году у великолепной кожаной одежды с длинной и богатой событиями историей появилось еще одно определение – модный мужской тренд зимы 2022.
Бушлат – вчера, сегодня и всегда
02.12.21
Бушлат – вчера, сегодня и всегда
Символ военно-морского флота, воплощение моряцкого духа и мужества – бушлат! Уникальная по практичности и эстетике одежда, созданная специально для тех, кто бросает вызов морской и океанской стихии в битвах на водных рубежах страны. Бушлаты носили и носят военные моряки США, Европы, России... А также сотни тысяч мужчин по всему свету, не забывших о своем предназначении воина и защитника.
Воздушная трасса «Аляска – Сибирь»: как это было
09.11.21
Воздушная трасса «Аляска – Сибирь»: как это было
Уэлькаль, Сеймчан, Берелёх… «АлСиб». Вы когда-нибудь слышали эти названия, звучащие так непривычно? Они – вехи одного из самых необычных, масштабных и героических проектов времен Второй мировой войны.