Главная / Статьи / Тридцать лет высшего пилотажа: «Стрижи», на взлет!

Тридцать лет высшего пилотажа: «Стрижи», на взлет!

Тридцать лет высшего пилотажа: «Стрижи», на взлет!
« Назад

Стрижи – властелины неба. Есть на планете птицы, которые умеют взлетать выше. Или быстрей пикировать, пользуясь земной гравитацией. Но только о стрижах можно сказать, нисколько не погрешив против истины: в небе они живут.

Вот и «Стрижи» России чувствуют себя в небесной выси как дома. Пусть человеку не даны крылья, но созданные и управляемые человеком самолеты поднимаются в воздух, чтобы утверждать ликующее торжество – совершенства техники, виртуозного пилотского мастерства и несгибаемой силы духа.

Всемирно известная авиационная группа высшего пилотажа Военно-космических сил России существует уже тридцать лет. Она входит в состав ЦПАТ – уникального подразделения, перед которым стоят задачи не только демонстрировать российскую военно-воздушную мощь, но и сохранять лучшие традиции отечественных ВВС.

Поддержка традиций – вообще важное и нужное дело. Поэтому в разделе статей магазина Bison Store есть рассказ о знаменитой пилотажной группе, а в каталоге – атмосферная модель куртки-пилота ВВС России МиГ-29.

6_mig-29_strizhi.jpg airshow-2019-strizhi.jpg

Где живут «Стрижи»?

В Кубинке. Это военная авиационная база в шестидесяти километрах от Москвы, школа высшего пилотажа №1 в Российской Федерации. А может, и в мире. Достаточно сказать, что здесь базируется не только АГВП «Стрижи», но и летающие на более тяжелых самолетах «Русские витязи». 

Именно в Кубинке осваиваются новые типы реактивных машин. Именно здесь готовятся те воздушные парады и показы, от которых приходят в восхищение не только жители столицы, но и миллионы людей в России и десятках других стран, в том числе посетители крупнейших мировых авиасалонов и выставок.

Основа «Стрижей» была заложена еще в 1983 году: в это время пилоты 1-й авиационной эскадрильи под командованием подполковника Сергея Безлюдного только начали знакомство с истребителями четвертого поколения МиГ-29. В сентябре 1984 года четверка летчиков (Сергей Безлюдный – ведущий, Виктор Соловьев, Владимир Кранец и Леонид Спица) впервые продемонстрировала высшему руководству ВВС, что можно вытворять в небе в построении «ромб». Наконец, 6 мая 1991 года «Стрижи» совершили свой первый головокружительный показ, и через несколько дней с блеском повторили его уже в гостях, на французской военной базе. Весенний день 6 мая и считается официальным днем рождения группы. 

 

Из Франции – по планете

Между прочим, визит во Францию 1991 года – не первый «заграничный» вылет МиГ-29: за пять лет до этого, в 1986 году, летчики 1-й эскадрильи побывали в Финляндии на базе Риссала, продемонстрировав слаженный пилотаж шестерки новейших истребителей. А осенью 1991 года в Швецию на авиабазу Уппсала слетали уже «Стрижи».

Но все перечисленные показы были закрытыми, «для своих». Для военных. Публичное же выступление произошло через год после образования группы, весной 1992, на юбилее легендарной эскадрильи «Нормандия – Неман», опять во Франции. Феерия! Шесть стремительных истребителей крылом к крылу выписывали в небе сложнейшие фигуры, изменяя построение от «конверта» до «звезды», чтобы в финале разлететься огромным «тюльпаном» в разноцветных огнях салюта. 

Так начался легендарный полет к славе. Замелькали страны: Бельгия и Германия, ОАЭ и Таиланд, Китай и США... «Стрижи» выступали в программах крупнейшего международного авиационного форума МАКС, принимали участие в авиасалонах в Ле Бурже, Фарнборо, Геленжике и Санкт-Петербурге. Сейчас рабочий режим группы – не менее полусотни показов ежегодно. Фантастическое мастерство и титанический труд.

показ уппсала

«Стрижи» + «Витязи» = дружба

Они очень разные – и во многом похожи. Две российские авиационные группы высшего пилотажа сформированы в один год, с разницей чуть больше месяца. Как и «Стрижи», «Русские Витязи», в 2021 году отметили свое тридцатилетие. Как и «Стрижи», они летают на истребителях, но совсем других: намного более тяжелых Су-27, потом – на Су-30-СМ и Су-35-С. И тоже устраивают в поднебесье сумасшедшие круговерти, кажется, невозможные для таких машин.

Совместные тренировочные полеты начались осенью 2002 года. А зрители впервые увидели «Стрижей» и «Витязей» в одном строю 12 июня 2003, когда День России было решено отметить демонстрационным пролетом над столицей боевых истребителей: такого не случалось уже почти полвека. Шесть МиГ-29 и четыре Су-27 показали, что могут работать вместе – и более чем успешно.

Успех закрепили в следующем году, причем так, что ахнул весь мир…

Бриллиант Кубинской огранки

Представьте: девять самолетов выстроились безупречным ромбом; пять тяжелых Су-27 занимают углы и центр, четыре легких МиГ-29 – грани. Расстояние между кончиками крыльев – не более полутора метров; с земли кажется, что намного меньше. Строй держится в воздухе, как наклеенный на прозрачную основу. Просто видеть, как плотная группа на огромной скорости скользит по небу, ни на долю секунды не теряя четкой формы – и то сложно поверить глазам. А когда цветной ромб рисует мертвую петлю или начинает вращаться вокруг своей оси в «бочке»… Невозможно. Невероятно. Но российские летчики это делают.

Воздушное построение смешанной девятки машин «Стрижей» и «Русских витязей», в котором они демонстрируют полный набор фигур высшего пилотажа, получил название «кубинский бриллиант»: по имени общей авиабазы. Где его только не показывали – на Парадах Победы, на праздниках в России и за границей, на авиасалонах МАКС. В интернет закачаны сотни видеороликов. Вроде пора бы привыкнуть – но нет. Не получается. Каждый раз, как впервые, от красоты полета замирает сердце.

«Кубинский бриллиант» (он же «кубинский ромб», «большой ромб») занесен в книгу рекордов Гиннеса. Ни одна страна мира, имеющая авиацию, не сумела его повторить.

Летная куртка ВВС России МиГ 29 Летная куртка ВВС России МиГ 29 (подкладка) Летная куртка ВВС России МиГ 29 (шеврон) Летная куртка ВВС России МиГ 29 (стрижи)

Немного о высшем пилотаже

К моменту рождения «кубинского бриллианта» истребители «Стрижей» уже получили новую расцветку: бело-красную, со стилизованными ярко-синими силуэтами стрижа в полете. Тем зрелищней оказались небесные шоу. Но в запасе у авиационной группы много и других построений, они летают «крылом» или «звездой», «стрелой», «пирамидой», «молотом»... И безупречно совершают более трех десятков фигур высшего пилотажа, от классической «мертвой петли» до «чакры Фролова».

Как выглядит «мертвая петля», никому объяснять не надо. «Косой петлей» называют такую же фигуру, но в наклонной плоскости. Классическая «бочка» – это вращение самолета вокруг своей оси, а во время «штопорной бочки» хвост машины совершает движения по траектории штопора. Потрясающе смотрится «колокол»: когда ревущий истребитель поднимается вверх на хвосте, гасит скорость почти до нулевых значений и проваливается вниз. Не менее эффектна и «кобра»: самолет в буквальном смысле встает на дыбы и даже запрокидывается, но при этом продолжает лететь вперед! А если фигура проделывается под углом 90о на вираже, то называется она «хук».

Способ выполнения маневра «лезвие ножа» легко угадать по названию: одно крыло направлено к земле, другое – вертикально к небу, и в таком положении истребитель летит по заданному курсу. Ну а загадочная «чакра Фролова» представляет собой мгновенный разворот «мертвой петлей» почти на кончике самолетного хвоста.

Каждый летчик пилотажной группы «Стрижи» имеет подготовку не ниже 1-го класса и в совершенстве владеет техникой высшего пилотажа. У «Русских Витязей» совершенно та же картина. 

высший пилотаж nivo_1 высший пилотаж nivo_2 высший пилотаж nivo_16 высший пилотаж nivo_25

Показ показом, а война войной

Наверное, не стоило бы называть выступления «Стрижей» и «Витязей» развлекательным словом «шоу». Потому что каждая фигура, каждый строй, каждое действие в воздухе имеет первую и важнейшую цель – получить преимущество в реальном бою.

Боевой смысл фигуры «колокол» в том, что на нулевой скорости истребитель пропадает с радаров противника, становится невидимкой для ракет с радиолокацией, а стрелок получает возможность спокойно прицелиться по наземным объектам. Задача «кобры» – стряхнуть с хвоста вражеский истребитель, а «хук» позволяет еще и значительно оторваться от него; ну а «чакра» выводит самолет прямо за спину преследователя. Даже финальный салют – не салют вовсе: отработка сброса ложных тепловых целей, дезориентирующих самонаводящиеся ракеты.

Тренировки и показы группы «Стрижи» проходят на боевых воздушных машинах. Учебно-боевая подготовка пилотов полностью отвечает требованиям, обязательным для любого летчика 1-го класса в любом истребительном подразделении Военно-воздушных сил России. А вот как раз эффектные демонстрации идут дополнительно нагрузкой.

В 2021 году в авиационную группу высшего пилотажа «Стрижи» входит девять человек: гвардии подполковник Денис Кузнецов – командир АГВП, полковник Сергей Осяйкин и подполковник Дмитрий Зубков, майоры Сергей Синькевич, Василий Дудников и Дмитрий Косоруков, капитаны Сергей Дубинко и Сергей Ильчук.

Атмосфера неба и мужества

Летчики «Стрижей» – мастера штучные. Уникальные. Хотя личный состав с годами меняется, способных пройти отбор пилотов все равно можно сосчитать по пальцам. Перегрузки при высшем пилотаже иногда доходят до девятикратных, отвлечение на долю секунды на скорости 600-700 км/ч грозит не только потерей места в строю, но и катастрофой. Кстати, за всю историю «Стрижей» никто из летчиков группы не погиб, а из машин потеряли только одну, и то во время планового перелета между городами. Удача? Нет, высочайший профессионализм.

Конечно, покорять небо так, как это делают «Стрижи» – несбыточная мечта. Но приобщиться к захватывающему чувству гордости, атмосфере побед и свершений можно. Разными способами: смотреть показы, следить за историей АГВП, заказывать символику, носить кожаные летные куртки со стремительными силуэтами МиГов. В нашем магазине Bison Store такие куртки есть: модели МиГ-29 ВВС России, их стилистика посвящена прославленному истребителю и не менее прославленной группе высшего пилотажа.

Своими выступлениями «Стрижи» радуют многочисленных зрителей – и с блеском подтверждают тот факт, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.
 

Лого


Cтатьи по теме
История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный осознал себя личностью, у него появились личные вещи, многие из которых нужно было постоянно носить с собой. А карманы, нашитые на одежду, изобрели только в XVII веке – да, представьте, пятьсот лет назад. И где до этого помещались бумаги, свитки, карты, деньги, ключи, курительные трубки, носовые платки, гребни для волос и бород, портреты любимых, сувениры и еще много чего? Правильно, в сумке. А то и не в одной, а в нескольких.

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории одежды. Что же, облегчим задачу и разобьем ее на несколько пунктов: что такое варежки? С какого времени о них известно? Почему они так называются?

Шапка-ушанка: происхождение и биография
17.08.23
Шапка-ушанка: происхождение и биография

Эх, шапка-ушанка, голова – два уха... Впрочем, почему только два? В прародителях этого головного убора были шапки и с тремя полноценными «ушами». А также овчинные меховые колпаки, шапки с ушками-шарфиками и многие другие более чем интересные варианты.

Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории
17.07.23
Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории

Жилет. Один из самых распространенных, универсальных, интересных, неоднозначных и, чего лукавить, загадочных предметов одежды. «Что же тут загадочного?» – спросит успешный бизнесмен, облачающийся перед деловой встречей в костюм «тройку» с элегантным жилетом. Или брутальный байкер, поигрывающий подвеской на замке-молнии потертой кожаной безрукавки. Или альпинист, сворачивающий в невесомый рулон супертеплую экипировку на гагачьем пуху.

Военная фуражка: когда история берет под козырек
14.07.23
Военная фуражка: когда история берет под козырек

Фуражка – настолько известный и популярный головной убор, что кажется, он существовал всегда, во все времена и во всех странах. Однако историческая наука утверждает, что родилась фуражка в России, а возраст ее не слишком-то и велик в сравнении со многими другими предметами военного гардероба: чуть больше двухсот лет. А модели с козырьком еще моложе, практически на целое столетие.

История бейсболки: из спорта в мейнстрим
10.07.23
История бейсболки: из спорта в мейнстрим

Не исключено, что XXI век войдет в историю моды как эпоха культа бейсболки. Действительно, эти головные уборы есть у каждого, и не по одной штуке! Мужчины дополняют яркими кепками с жестким козырьком туристическую экипировку, а однотонными – городские костюмы. Женщины легко и изящно сочетают бейсболки с платьями и юбками в пол. Подростки придумывают целый «знаковый язык», трактуя варианты ношения – козырьком назад, козырьком набок... Спортсмены и военные, журналисты и политики, бизнесмены, сотрудники корпораций, звезды кино и эстрады – бейсболки носят все!

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
11.05.23
Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.

Чем выше и быстрее летит самолет, тем холоднее за бортом. И в кабине, если она не герметизирована и должным образом не отапливается. Разумеется, для современной авиационной техники эта проблема давно решена и может возникнуть лишь в случае серьезного ЧП. А вот пилотам прошлого века приходилось несладко: в мгновенно выстывающих и продуваемых машинах единственной защитой от мороза и ветра была теплая одежда. Желательно – очень теплая.

Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи
20.03.23
Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи

Мужская кожаная куртка – это всегда три в одном: качество, комфорт, статус. Качество задает материал, то есть натуральная кожа: ее вид, выделка, способ окрашивания и другие нюансы. Модели для мужчин обычно довольно строги и лаконичны, без декоративных излишеств, так что любой дефект немедленно становится заметным. Для комфорта также важен правильный эргономичный покрой, обеспечивающий свободу движений, высококлассная ткань подкладки, легкий и качественный утеплитель. Что касается статуса, здесь имеет значение любой элемент – только безупречность в каждой детали создает общий образ успешного, уверенного в себе человека.

Леонард Сеппала – герой своего времени
13.02.23
Леонард Сеппала – герой своего времени

«Бог собак», «король снежных трасс» – так его называли современники. Легендарный погонщик собачьих упряжек в снегах Аляски и не только, герой Великой гонки милосердия, серебряный призер зимней Олимпиады 1932 года, основоположник породы ездовых собак на основе сибирских лаек, знаменитых хаски. Человек, имя которого знала вся Америка и добрая половина мира.

Мужская парка: северная легенда и современный тренд
28.12.22
Мужская парка: северная легенда и современный тренд

Для начала давайте уточним, что такое парка как вид одежды в принципе, поскольку современный формат отличается от исторического прототипа как небо от земли. Согласно актуальным канонам моды и швейного дела, паркой называется теплая просторная удлиненная куртка прямого силуэта с капюшоном, чаще всего отороченным мехом.

Просто? Если бы! Едва ли не каждый вышеупомянутый признак можно оспорить, держа в руках реальную мужскую парку а ля XXI век. Тем не менее, одежда остается узнаваемой: никто не перепутает ее со спортивной или классической курткой. Почему? Чтобы разгадать этот секрет, следует вернуться назад во времени даже не на столетия – на тысячелетия.