Тридцать лет высшего пилотажа: «Стрижи», на взлет!
24.05.2021
Стрижи – властелины неба. Есть на планете птицы, которые умеют взлетать выше. Или быстрей пикировать, пользуясь земной гравитацией. Но только о стрижах можно сказать, нисколько не погрешив против истины: в небе они живут.
Вот и «Стрижи» России чувствуют себя в небесной выси как дома. Пусть человеку не даны крылья, но созданные и управляемые человеком самолеты поднимаются в воздух, чтобы утверждать ликующее торжество – совершенства техники, виртуозного пилотского мастерства и несгибаемой силы духа.
Всемирно известная авиационная группа высшего пилотажа Военно-космических сил России существует уже тридцать лет. Она входит в состав ЦПАТ – уникального подразделения, перед которым стоят задачи не только демонстрировать российскую военно-воздушную мощь, но и сохранять лучшие традиции отечественных ВВС.
Поддержка традиций – вообще важное и нужное дело. Поэтому в разделе статей магазина Bison Store есть рассказ о знаменитой пилотажной группе, а в каталоге – атмосферная модель куртки-пилота ВВС России МиГ-29.
Где живут «Стрижи»?
В Кубинке. Это военная авиационная база в шестидесяти километрах от Москвы, школа высшего пилотажа №1 в Российской Федерации. А может, и в мире. Достаточно сказать, что здесь базируется не только АГВП «Стрижи», но и летающие на более тяжелых самолетах «Русские витязи».
Именно в Кубинке осваиваются новые типы реактивных машин. Именно здесь готовятся те воздушные парады и показы, от которых приходят в восхищение не только жители столицы, но и миллионы людей в России и десятках других стран, в том числе посетители крупнейших мировых авиасалонов и выставок.
Основа «Стрижей» была заложена еще в 1983 году: в это время пилоты 1-й авиационной эскадрильи под командованием подполковника Сергея Безлюдного только начали знакомство с истребителями четвертого поколения МиГ-29. В сентябре 1984 года четверка летчиков (Сергей Безлюдный – ведущий, Виктор Соловьев, Владимир Кранец и Леонид Спица) впервые продемонстрировала высшему руководству ВВС, что можно вытворять в небе в построении «ромб». Наконец, 6 мая 1991 года «Стрижи» совершили свой первый головокружительный показ, и через несколько дней с блеском повторили его уже в гостях, на французской военной базе. Весенний день 6 мая и считается официальным днем рождения группы.
Из Франции – по планете
Между прочим, визит во Францию 1991 года – не первый «заграничный» вылет МиГ-29: за пять лет до этого, в 1986 году, летчики 1-й эскадрильи побывали в Финляндии на базе Риссала, продемонстрировав слаженный пилотаж шестерки новейших истребителей. А осенью 1991 года в Швецию на авиабазу Уппсала слетали уже «Стрижи».
Но все перечисленные показы были закрытыми, «для своих». Для военных. Публичное же выступление произошло через год после образования группы, весной 1992, на юбилее легендарной эскадрильи «Нормандия – Неман», опять во Франции. Феерия! Шесть стремительных истребителей крылом к крылу выписывали в небе сложнейшие фигуры, изменяя построение от «конверта» до «звезды», чтобы в финале разлететься огромным «тюльпаном» в разноцветных огнях салюта.
Так начался легендарный полет к славе. Замелькали страны: Бельгия и Германия, ОАЭ и Таиланд, Китай и США... «Стрижи» выступали в программах крупнейшего международного авиационного форума МАКС, принимали участие в авиасалонах в Ле Бурже, Фарнборо, Геленжике и Санкт-Петербурге. Сейчас рабочий режим группы – не менее полусотни показов ежегодно. Фантастическое мастерство и титанический труд.
«Стрижи» + «Витязи» = дружба
Они очень разные – и во многом похожи. Две российские авиационные группы высшего пилотажа сформированы в один год, с разницей чуть больше месяца. Как и «Стрижи», «Русские Витязи», в 2021 году отметили свое тридцатилетие. Как и «Стрижи», они летают на истребителях, но совсем других: намного более тяжелых Су-27, потом – на Су-30-СМ и Су-35-С. И тоже устраивают в поднебесье сумасшедшие круговерти, кажется, невозможные для таких машин.
Совместные тренировочные полеты начались осенью 2002 года. А зрители впервые увидели «Стрижей» и «Витязей» в одном строю 12 июня 2003, когда День России было решено отметить демонстрационным пролетом над столицей боевых истребителей: такого не случалось уже почти полвека. Шесть МиГ-29 и четыре Су-27 показали, что могут работать вместе – и более чем успешно.
Успех закрепили в следующем году, причем так, что ахнул весь мир…
Бриллиант Кубинской огранки
Представьте: девять самолетов выстроились безупречным ромбом; пять тяжелых Су-27 занимают углы и центр, четыре легких МиГ-29 – грани. Расстояние между кончиками крыльев – не более полутора метров; с земли кажется, что намного меньше. Строй держится в воздухе, как наклеенный на прозрачную основу. Просто видеть, как плотная группа на огромной скорости скользит по небу, ни на долю секунды не теряя четкой формы – и то сложно поверить глазам. А когда цветной ромб рисует мертвую петлю или начинает вращаться вокруг своей оси в «бочке»… Невозможно. Невероятно. Но российские летчики это делают.
Воздушное построение смешанной девятки машин «Стрижей» и «Русских витязей», в котором они демонстрируют полный набор фигур высшего пилотажа, получил название «кубинский бриллиант»: по имени общей авиабазы. Где его только не показывали – на Парадах Победы, на праздниках в России и за границей, на авиасалонах МАКС. В интернет закачаны сотни видеороликов. Вроде пора бы привыкнуть – но нет. Не получается. Каждый раз, как впервые, от красоты полета замирает сердце.
«Кубинский бриллиант» (он же «кубинский ромб», «большой ромб») занесен в книгу рекордов Гиннеса. Ни одна страна мира, имеющая авиацию, не сумела его повторить.
Немного о высшем пилотаже
К моменту рождения «кубинского бриллианта» истребители «Стрижей» уже получили новую расцветку: бело-красную, со стилизованными ярко-синими силуэтами стрижа в полете. Тем зрелищней оказались небесные шоу. Но в запасе у авиационной группы много и других построений, они летают «крылом» или «звездой», «стрелой», «пирамидой», «молотом»... И безупречно совершают более трех десятков фигур высшего пилотажа, от классической «мертвой петли» до «чакры Фролова».
Как выглядит «мертвая петля», никому объяснять не надо. «Косой петлей» называют такую же фигуру, но в наклонной плоскости. Классическая «бочка» – это вращение самолета вокруг своей оси, а во время «штопорной бочки» хвост машины совершает движения по траектории штопора. Потрясающе смотрится «колокол»: когда ревущий истребитель поднимается вверх на хвосте, гасит скорость почти до нулевых значений и проваливается вниз. Не менее эффектна и «кобра»: самолет в буквальном смысле встает на дыбы и даже запрокидывается, но при этом продолжает лететь вперед! А если фигура проделывается под углом 90о на вираже, то называется она «хук».
Способ выполнения маневра «лезвие ножа» легко угадать по названию: одно крыло направлено к земле, другое – вертикально к небу, и в таком положении истребитель летит по заданному курсу. Ну а загадочная «чакра Фролова» представляет собой мгновенный разворот «мертвой петлей» почти на кончике самолетного хвоста.
Каждый летчик пилотажной группы «Стрижи» имеет подготовку не ниже 1-го класса и в совершенстве владеет техникой высшего пилотажа. У «Русских Витязей» совершенно та же картина.
Показ показом, а война войной
Наверное, не стоило бы называть выступления «Стрижей» и «Витязей» развлекательным словом «шоу». Потому что каждая фигура, каждый строй, каждое действие в воздухе имеет первую и важнейшую цель – получить преимущество в реальном бою.
Боевой смысл фигуры «колокол» в том, что на нулевой скорости истребитель пропадает с радаров противника, становится невидимкой для ракет с радиолокацией, а стрелок получает возможность спокойно прицелиться по наземным объектам. Задача «кобры» – стряхнуть с хвоста вражеский истребитель, а «хук» позволяет еще и значительно оторваться от него; ну а «чакра» выводит самолет прямо за спину преследователя. Даже финальный салют – не салют вовсе: отработка сброса ложных тепловых целей, дезориентирующих самонаводящиеся ракеты.
Тренировки и показы группы «Стрижи» проходят на боевых воздушных машинах. Учебно-боевая подготовка пилотов полностью отвечает требованиям, обязательным для любого летчика 1-го класса в любом истребительном подразделении Военно-воздушных сил России. А вот как раз эффектные демонстрации идут дополнительно нагрузкой.
В 2021 году в авиационную группу высшего пилотажа «Стрижи» входит девять человек: гвардии подполковник Денис Кузнецов – командир АГВП, полковник Сергей Осяйкин и подполковник Дмитрий Зубков, майоры Сергей Синькевич, Василий Дудников и Дмитрий Косоруков, капитаны Сергей Дубинко и Сергей Ильчук.
Летная куртка ВВС России МиГ 29 | Куртка мужская кожаная Нормандия-Неман | Кожаная куртка летная шевретка ВВС СССР | Кожаная куртка Армия России Су-27 |
Атмосфера неба и мужества
Летчики «Стрижей» – мастера штучные. Уникальные. Хотя личный состав с годами меняется, способных пройти отбор пилотов все равно можно сосчитать по пальцам. Перегрузки при высшем пилотаже иногда доходят до девятикратных, отвлечение на долю секунды на скорости 600-700 км/ч грозит не только потерей места в строю, но и катастрофой. Кстати, за всю историю «Стрижей» никто из летчиков группы не погиб, а из машин потеряли только одну, и то во время планового перелета между городами. Удача? Нет, высочайший профессионализм.
Конечно, покорять небо так, как это делают «Стрижи» – несбыточная мечта. Но приобщиться к захватывающему чувству гордости, атмосфере побед и свершений можно. Разными способами: смотреть показы, следить за историей АГВП, заказывать символику, носить кожаные летные куртки со стремительными силуэтами МиГов. В нашем магазине Bison Store такие куртки есть: модели МиГ-29 ВВС России, их стилистика посвящена прославленному истребителю и не менее прославленной группе высшего пилотажа.
Своими выступлениями «Стрижи» радуют многочисленных зрителей – и с блеском подтверждают тот факт, что Россия была, есть и будет великой авиационной державой.