Вертолет-легенда Ми-24: летать, чтобы сражаться
13.04.2022
Летают ли крокодилы? Еще как летают, не угонишься. И отнюдь не потому, что, как в старом анекдоте, «товарищ капитан так сказал». А потому что полет – их основное назначение наряду с грозной атакующей мощью.
Когда именно и почему советский вертолет Ми-24 прозвали «крокодилом», никто уже толком не помнит. И точно так же никто, хотя бы однажды видевший эту небесную машину с вытянутой уплощенной кабиной, двумя круглыми воздухозаборниками над ней, солидным для штурмовой техники «брюхом» и длинным узким хвостом, ни на мгновение не усомнится, откуда такое прозвище взялось. Ну крокодил и есть крокодил!
Требуется вертолет. Гражданским не беспокоиться
А началось все с классического «догнать и перегнать». Отгремела Вторая мировая, и с середины двадцатого века две супердержавы, Советский Союз и Соединенные Штаты, схлестнулись в затяжной холодной войне, сопровождающейся совсем не «холодной» гонкой вооружений. Активно развивалась любая техника с потенциалом использования для военных нужд; разумеется, дошло дело и до винтокрылых машин.
Для сегодняшнего слуха странно звучит, но в то время специальных боевых вертолетов не существовало в принципе! Имелись только многоцелевые модели, которые при необходимости можно было обвешать оружием и отправить в бой. А что уж там они навоюют, вопрос скорей везения, чем ТТХ.
Американцы использовали во вьетнамской войне многоцелевую модель UH-1H «Ирокез»: довольно эффективно, хоть и с большими потерями. В Советском Союзе испытали универсальный вертолет Ми-8 с установленным вооружением. Но мало, мало! Надо мощней, быстрей, увесистей! Американцы разработали ударный вертолет AH-1 «Кобра» – первый в мире, предназначенный только и исключительно для войны. Советские конструкторы задумались о достойном ответе, и в конце 60-х годов выдали на-гора уникальную по возможностям машину, знаменитый Ми-24.
Конечно, кобра – противник опасный. Но смотря для кого. С крокодилом ей не справиться: шкура непробиваемая, скорость убойная, зубы страшенные. Так что на любую кобру по факту найдется свой крокодил…
Генеральный конструктор Михаил Миль
Ради справедливости надо сказать, что мысль о разработке боевого вертолета, который бы мог качественно утюжить огнем позиции противника, поддерживая пехоту, посещали советского конструктора Михаила Миля еще в 50-х. Но тогда прямой необходимости спешить вроде бы не наблюдалось, идеи обдумывались неторопливо, их реализация откладывалась на неопределенное «потом». Через десять лет все изменилось; в 1966 году Миль «дожал» руководство, кивая на заокеанских соперников, и получил высочайшее правительственное «добро» на новый проект.
Наверное, если бы над Ми-24 трудился другой конструктор, и результат был бы другим. Но «родителем» легендарной в будущем машины стал именно Миль. Ему принадлежит концепция «летающая БМП». Он рисовал, перечеркивал и перерисовывал в рабочем блокноте схемы базовых узлов вертолета, приписывая: «Летать будет, воевать – нет!» Он настаивал на дублировании важнейших элементов, повышая живучесть техники: если уж его детище будут убивать, так пусть делать это придется как минимум дважды. Забегая вперед – как показала практика, часто убить Ми-24 не удавалось не то что с двух, а с десяти-двадцати попыток
Испытание небом
И вот 19 сентября 1969 года новейший, не имеющий аналогов ударный вертолет Ми-24 впервые поднялся в воздух. За штурвалом сидел Герман Алфёров, постоянный летчик-испытатель ОКБ Миля. Пилот-ас и виртуоз, за свою жизнь установивший одиннадцать мировых рекордов на вертолетах разных моделей. Главный конструктор, само собой, присутствовал при испытаниях и придирчиво следил за поведением машины в небе.
Первый шаг был сделан. Через несколько лет доведенную до ума модель приняли на вооружение. Впереди была громкая слава, участие в десятках военных конфликтов, пламенная любовь пилотов, плотный флёр легенд и рациональное восхищение людей, технически понимающих. Впереди были долгие годы эксплуатации во всех возможных и невозможных ситуациях.
В отличие от своей машины, конструктор Михаил Леонтьевич Миль непробиваемой броней не обладал. Он умер от инсульта через четыре с половиной месяца после испытаний, в январе 1970 года, так и не увидев триумфа своего проекта. Только имя навсегда осталось в коротком обозначении: Ми-24.
«Крокодил» с крыльями
Но пора рассказать, что же представлял собой Ми-24. «Крокодил», как называли его свои. «Шайтан-арба» – как кричали афганские моджахеды, завидев заходивший в атаку характерный силуэт. Машина планировалась как гибрид ударного и десантного вертолета: конструкцией был предусмотрен десантный отсек, вмещающий восемь человек; он-то и образовывал внушительное подбрюшье и резко добавлял вертолету веса.Проект стал средоточием креативных решений. Во-первых, конструкторы поколдовали над лопастями несущего винта, уменьшив их длину. В результате Ми-24 обрел фантастическую для вертолета скорость: порядка 370 км/час на максимуме! И это при массе почти двенадцать тонн; американская «Кобра» весила едва четыре с половиной тонны при полном боекомплекте, а летала на быстрее 315 км/час. Советский рекорд вертолетной скорости продержался много лет, и побили его в конце концов не американцы, а британцы со своей «Рысью», в 1989 году разогнавшейся до 400 км/час.
Кстати, винт устанавливался с небольшим наклоном. Ну или корпус был закручен относительно винта, неважно; главное, что эта конструктивная особенность устраняла крен во время зависания, обеспечивая точность прицела.
Во-вторых, снижение подъемной силы винта с укороченными лопастями компенсировали… крыльями. Самые настоящие крылья с размахом более 6 м увеличивали эту самую подъемную силу на 30%, а заодно служили отличными консолями для размещения вооружения. Вертолет получил возможность взлетать с разбега не хуже самолета, а также буквально прыгать вверх в ходе вертикальных маневров.
В-третьих, летающая машина научилась подбирать шасси: незачем из брюха торчать лишним деталям, ухудшающим аэродинамику. Втянутые колеса уменьшали лобовое сопротивление в горизонтальном полете.
Основное вооружение Ми-24 составляли ракеты и расположенный на носу пулемет, позже скорострельная пушка. Модификации менялись; были эксперименты с 30-миллиметровой пушкой, дававшей сильную отдачу, после остановились на 23-миллиметровой. Изначально использовались ракеты «Фаланга», затем им на смену пришел «Штурм». При необходимости арсенал дополнялся гранатометами. Предусматривалось, что и десантники-«пассажиры» могут заняться огневой поддержкой из десантной кабины с откидным остеклением, но этот вариант так и остался невостребованным: хватало штатного оружия.
Ребята, будем жить
Но основным достоинством вертолета являлась даже не атакующая мощь, а потрясающая живучесть. В самом деле, разнести пополам и вдребезги позицию врага мало, надо еще самому остаться целым и вернуться на базу, иначе нанесенный противнику ущерб окажется несопоставимым с собственными потерями. И вот в этом плане Ми-24 буквально не знал равных. Он летал на одном двигателе, с пробитыми ключевыми узлами; бронированные стекла кабины не брал никакой калибр, а бронированные кресла не раз спасали жизнь летчикам.
Есть реальные, зафиксированные в хрониках войны в Афганистане факты. 21 сентября 1988 года Ми-24 под командованием майора Мостового получил три сквозные пробоины, выбитый левый двигатель, но вернулся на базу, был отремонтирован и вернулся в строй. В другом бою у вертолета оказалась пробита бронезащита, засбоили двигатели и редуктор; экипаж довершил боевую задачу и опять же благополучно приземлился на базе. В ноябре 1988 года ведомый Ми-24 схлопотал снаряд в корму и начавшийся по этой причине пожар, а следом прилетела «Стрела». Пилоты довели подбитую машину до аэродрома, перед этим успешно подавив огневые точки врага.
Десятки пулеметных пробоин, заглохшие моторы, вышедшие из строя важнейшие механизмы, взрывы гранат… Вертолеты выносили все и на честном слове возвращались на аэродромы с потрепанными, но живыми экипажами. А есть ли ценность большая, чем жизнь?
Десантная кабина
…Разведгруппа четвертый час вела неравный бой: выскочивший на них отряд моджахедов оказался впятеро больше, и спасало только то, что площадка, где расположились бойцы, главенствовала по высоте. Но расклад не оставлял напрасных надежд, практически все были ранены, лейтенант полчаса как лежал без сознания, патроны кончались. И когда над головой раздался гул винтов, разведчики далеко не сразу отличили его от бешеного гула разрывающихся от адреналина сердец. Плотные очереди хлестнули по врагу, «Крокодил» сел на относительно ровный пятачок каменистой земли. Дееспособные бойцы, прикрывая друг друга огнем, затащили в десантный осек тяжелораненых друзей и попрыгали следом. Машина натужно оторвалась от земли, уходя в выцветшее от жары небо…
Увидели картинку? Она – обобщенная, сложенная из десятков случаев, когда Ми-24 использовался для спасения попавших в окружение воинских групп, для перевозки раненых. Хотя идея «летающей боевой машины пехоты» так и осталась на девяносто процентов нереализованной: очень быстро стало понятно – или загрузка десантом, или маневренность и стремительные огневые броски. Предпочтение отдали второму; но сотни жизней, спасенные с помощью Ми-24, с лихвой оправдали наличие десантной кабины.
Надежный как трактор
Пожалуй, лучший комплимент – когда твою технику расхваливают не только друзья, но и соперники. В середине 80-х годов прошлого века советские вертолеты уже стояли на вооружении десятков других стран, и американские спецслужбы наконец раздобыли целенький Ми-24, или Hind, как классифицировали эту модель в НАТО. Кстати, эта классификация вызывала массу насмешек в войсках СССР, поскольку «hind» на английском означает «лань»: «Лучше бы лосем назвали, точней бы было!»
Само собой, машину следовало изучить вдоль и поперек, в том числе в воздухе, и к полетам привлекли высококлассного пилота, испытателя «Апачей» Джеффа Стейтона. Впервые увидев вертолет, он не сдержал удивленного возгласа – ну и здоровенная штука! Совершив первый полет, добавил: «Вынослив не хуже трактора». Через некоторое время уточнил: «Забудьте вертолет в каком-нибудь сарае на год, потом заряжайте батареи и взлетайте; это вам не наши капризули». И восхитился: «Летит гладко, как старый Cadillac по отличной трассе». А много позже, рассказывая в одном из интервью о своей пилотской судьбе, сказал невероятную в устах американского военного фразу: «Если бы я выбирал вертолет, чтобы летать не потому, что надо, а потому, что это доставляет удовольствие, я бы выбрал Hind».
Легенды и факты
Спросите любого летчика, пилотировавшего Ми-24, или участника военных конфликтов, в которых эти вертолеты привлекались для огневой поддержки, и обязательно услышите хотя бы одну потрясающую историю. А о том, как в 1982 году сирийский Ми-24В разделал под орех в бою два сверхзвуковых израильских истребителя F-4 Phantom, знает весь мир; поговаривали даже, что на самом деле то были не «Фантомы», а «Иглы», то есть новейшие истребители F-15 четвертого поколения. Случайность? Да нет, подобный случай повторился через два года во время ирано-иракского конфликта: иракский Ми-24 выпустил ракеты, оставил от иранского F-4 «Фантома» груду обломков и неповрежденным вернулся на аэродром.
Факты говорят сами за себя: ударный вертолет Ми-24 в различных модификациях используют или использовали вооруженные силы более чем семидесяти государств мира. Легенда неба!
Что дальше? На этот счет есть разные мнения. Одни эксперты считают, что Ми-24, пусть в слегка усовершенствованных вариантах, на правах армейской машины продержится в воздухе еще долго. Другие полагают, что «Крокодил» окончательно устарел, причем не в силу конструктивных недостатков, а по самой своей концепции: создавался-то он совсем для других войн и других способов их ведения. Кто прав – покажет только время. Но в любом случае славная история легендарного вертолета навсегда останется в мировых анналах и человеческой памяти, а мужчины будут с гордостью носить кожаные куртки Bison Store, созданные по образцу формы пилотов Ми-24, и мечтать о небе и подвигах.