02.05.2022
Ах, как повезло зрителям авиационного салона в Ле Бурже в далеком 1989 году! Даже на столь крутых международных мероприятиях далеко не каждый раз демонстрируется что-то принципиально новое, зрелищное и даже поразительное. Но нынче было на что посмотреть: новейший русский истребитель Су-27, чертя стремительную небесную траекторию, вдруг встал на дыбы и практически остановился в воздухе – вертикально, даже чуть выставив хвост вперед. Законы аэродинамики? Не, не слышали. А потом снова лег на брюхо и полетел себе дальше, как ни в чем не бывало. Фантастика!
Кому фантастика, а кому – потенциальный противник. За «сушкой» внимательно наблюдал летчик из США, только что отработавший выступление. «А ведь если с такой птичкой в бою столкнешься, надежда только на катапульту! – пробормотал он сквозь зубы и добавил уже громко, по связи с пилотами своей команды: – Ребята, вы этого никогда не забудете!»
Так ли было на самом деле, или документальные факты, как часто случается, со временем обросли легендарными подробностями – но российский летчик-испытатель Виктор Пугачев на истребителе Су-27 действительно выступал в Ле Бурже в 1989-м. И действительно показал поразительную, невиданную ранее фигуру высшего пилотажа: «кобру», или динамическое торможение. А пилот-ас ВВС США Джон Фарли, на этом показе присутствовавший, даже через пару десятилетий рассказывал о невероятном маневре не иначе как с восхищением в голосе.
Самый востребованный истребитель
Знакомьтесь: Су-27. Тяжелый истребитель: многоцелевой, сверхзвуковой, никоим образом не зависящий от погоды. Может наносить удары, в том числе ядерные, по воздушным и наземным целям. А главное – господствует в воздухе при любых обстоятельствах.
Первый образец поднялся в воздух в 1977 году. Регулярные части отечественных ВВС получили доведенные до ума истребители в 1982 году, начали на них летать в 1985-м. Официальное принятие на вооружение состоялось 23 августа 1990 года. Истребитель занимает первое место по распространенности среди боевых самолетов производства России и третье место в этом же рейтинге среди самолетов всего мира.
И опять соревнование
Прошлый век. Конец 60-х. Немного оправившиеся от мировой войны две великие державы начинают очередной этап военного соревнования: разработку боевых истребителей четвертого поколения. В Соединенных Штатах с весны 1966-го развернута программа Fighter Experimental, а через три года новый самолет F-15 «Игл» уже вполне просматривается в проектной документации. В качестве новогоднего подарка к 1970 году компания «Макдоннел Дуглас» получает официальный контракт, и к 1974 году строит серийные F-15.
В России тоже не прохлаждаются. Правительством СССР поставлена задача, запущена конкурсная программа, в которой под неуклюжей аббревиатурой ПФИ скрывается перспективный фронтовой истребитель, обязанный перегнать по характеристикам американский F-15. Именно так: никаких «догоняшек», только уверенное превосходство!
Вообще, на новую, еще даже не существующую машину возложили такой список требований, что одно перечисление займет несколько страниц. Если вкратце – вести ближний воздушный бой, настигать чужие самолеты, проникшие в отечественное воздушное пространство, справляться практически со всеми существующими иностранными истребителями, бомбардировщиками и самолетами-разведчиками, сбивать крылатые ракеты, уничтожать беспилотники и транспортники: как крылатые, так и винтовые.
Думаете, все? Нет! Еще – сражаться в воздухе на средних дистанциях, перехватывать удаленные цели, защищать свои стратегически важные наземные объекты и уничтожать чужие, прикрывать воздушных разведчиков и вести разведку самостоятельно... Невзирая на время суток, сезон года, метеоусловия, постановку помех и прочие внешние факторы.
Технический прорыв
Уже из поставленного задания очевидно: машина была необходима абсолютно уникальная, отличная от всего существующего. Требовались новаторские идеи, и они не заставили себя ждать.
Интегральная аэродинамическая компоновка. Моторы на отдельных гондолах под фюзеляжем. Вертикальное оперение. Система ЭДСУ для быстрой и легкой балансировки. Двухканальный радиолокатор БРЛС. Новейшие двигатели и многое другое, что определяло особенности конструкции Т-10: под таким шифром будущий истребитель значился в проектах.
К 1977 году казалось, что машина почти готова. Истребитель обкатали в воздухе без вооружения, он показал себя очень неплохо. Но в 1979 году образец Т-10-2 разрушился в испытательном полете, «поймав резонанс»: погиб летчик-испытатель Евгений Соловьев, воздушный ас, летавший на «сушках», начиная с седьмой модели. Проблемы выявили и решили, с недостатками разобрались... и тут грянул гром: были получены реальные данные о характеристиках американского аналога F-15; разведка не дремлет! И что? Увы, советский истребитель не превосходил «Игл», а уступал ему буквально по всем параметрам.
Второе рождение
Что делать? Выбор был невелик, но и нелегок: дорабатывать существующий образец, пусть худо-бедно летает, или переделывать все под корень, а точнее – делать новый истребитель практически с нулевой отметки.
Первый вариант конструкторы ОКБ Сухого отмели сразу: это не решение, а иллюзия решения. Но и со вторым возникли ожидаемые сложности, правда, не технические. О необходимости начинать работы заново сообщили в министерство и получили ожидаемый ответ: «С вами не соскучишься! А по-другому – никак?» – «Никак, – ответил главный конструктор Михаил Симонов. – Мы можем, конечно, пустить в серийный выпуск посредственные машины, и об этом никто даже и не узнает... если не будет войны». Замминистра почесал затылок и дал «добро» на переделку.
«Второе рождение» Су-27 совершалось еще быстрее, чем первое. Весной 1981 года летчик-испытатель ОКБ Владимир Ильюшин поднял в небо истребитель Т-10-7, уже претендующий на серийность. Изменений произошла масса: инженеры откорректировали обводы носа, крыло стало полностью «трапецией», прибавились два узла подвески, моторы приподнялись и разместились по бокам самолета, носовое шасси значительно сдвинулось вглубь (иначе грязь от колес забивала воздухозаборники), тормозные щитки переместились за кабину, колпак стал откидываться, а не сдвигаться.
И – ура! – испытания показали, что усовершенствованный истребитель вполне может поспорить с американским F-15, причем с твердыми шансами на победу в бою. В классификации НАТО Су-27 получил знаковое имя: Flanker, то есть «атакующий во фланг» – признание небывалой маневренности машины.
Кое-что о высшем пилотаже
Кстати, об упомянутой уже «кобре». Как и все фигуры высшего пилотажа, разрабатывалась она не для того, чтобы покрасоваться на авиасалоне и изумить вечных соперников; хотя и эта задача присутствовала, конечно, но всего лишь вторым планом. А практический смысл маневра заключался в том, что резко затормозивший истребитель «исчезал» для самонаводящихся ракет, которые преследовали только цели со скоростью от 200 км/час и более. В ближнем же бою подобный финт позволял пропустить противника вперед и спокойно послать вслед ракету. «Окрестил» новую фигуру сам генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов, а первым исполнил «кобру» летчик-испытатель Игорь Волк.
Как Су-27 стал основой для разработки целого семейства истребителей, так «кобра» послужила основой для еще более потрясающей фигуры: «чакры Фролова», когда на минимальной скорости машина совершает максимально компактную мертвую петлю, оборачиваясь вокруг собственного хвостового оперения.
Учебный бой – тоже бой
Надо заметить, что в реальном бою ни «кобра», ни «чакра» никогда не применялись – и, наверное, к лучшему. Хотя сражение Су-27 с американскими истребителями того же класса все-таки произошло: учебное, точнее, «дуэльное», когда в 1992 году звено «сушек» принимала знаменитая авиабаза Лэнгли.
Ну как же российские летчики могли упустить момент и не предложить штатовским коллегам посоревноваться?! Так что в сторону американцев, фигурально выражаясь, запустили летную перчатку – которую поймали и приняли. Учебный бой прошел над водами Атлантики, в нескольких сотнях километров от аэродрома: еще не хватало радовать зевак и журналистов! Слишком мудрить с полетным заданием тоже не стали: цель – удержаться на хвосте, сначала Су-27 у F-15, затем наоборот. Взлетели, начали… Рванувший вперед «Игл» так и не сумел уйти от преследующей «сушки», причем российский пилот даже не включал полный форсаж: незачем было. После смены ролей ситуация не изменилась – резко взмыв вверх и кувыркнувшись, Су-27 плотно сел на хвост условному противнику и даже не позволил себя ни разу увидеть.
С полным правом можно сказать – наши победили «всухую»!
Цена победы
Но победы, как водится, всегда берут свою цену. О погибшем во время испытаний пилоте Евгении Соловьеве мы уже вспоминали; его дело продолжил сын Илья, также ставший летчиком-испытателем. Зимой 1981 года на критической скорости прямо в воздухе развалился самолет летчика-испытателя Александра Комарова; сопровождавший его на Су-7 Николай Садовников только и успел увидеть внезапный штопор. А через полтора года, в июле 1983-го, сам Садовников попал в схожую ситуацию – но ему повезло больше, истребитель разрушился частично, а огромное мастерство летного аса помогло посадить машину с обрубленным килем: тем самым дав бесценный материал для усовершенствования конструкции. Садовников летал еще пять лет, пока в сентябре 1988 года не катапультировался из потерявшей управление «сушки» и в результате травм не ушел вынужденно на административную работу.
Но самолет был доведен до статуса серийного. Он разгонялся до 2800 км/ч, мог покрывать расстояние до 3530 км, нес почти пять тонн вооружения: тридцатимиллиметровую пушку, управляемые и неуправляемые ракеты, авиационные и кассетные бомбы. 23 августа 1990 года Су-27 был официально принят на вооружение ВВС России.
Все решают люди
Тридцать с лишним лет – долгий срок. За это время произошло многое, в том числе и катастрофы Су-27. Но, как показывала практика, уникальная конструкция самолета позволяла если не предотвратить крушение, то избежать его превращения в катастрофу: при условии опыта и мужества летчиков.
На авиационном шоу в Польше в 2009 году истребитель сорвался в неуправляемое падение; пилоты не катапультировались, до последнего отводя самолет от жилых домов города Радлова, и сумели это сделать. Машина упала буквально в ста метрах от зданий.
В июне 2016 года военный летчик «Русских витязей» Сергей Еременко возвращался с показательных подмосковных выступлений; внезапно загорелись оба двигателя, пилот увел истребитель от жилого сектора и разбился в безлюдном лесу. Были и другие ситуации, с намного более тяжелыми последствиями – но дело всегда заключалось в людях. Самолет, даже критически неисправный, был готов повиноваться до последних мгновений. Таким его создали.
Осталось сказать немного. Су-27 стал важнейшей вехой в истории развития российской авиации, прямым предком целого ряда еще более совершенных воздушных машин. Несмотря на четыре десятка лет полетной биографии, Су-27 отнюдь не устарел. По сведениям о составе ВКС России на 2022 год, в строю находится порядка 800 машин этой модели; истребители состоят на вооружении и десятков других стран. «Двадцать седьмой» по-прежнему силен, быстр и способен постоять за себя и тех, кого он защищает, в самом суровом бою. Отдавая дань уважения таланту и упорству конструкторов, мужеству летчиков-испытателей и военных пилотов легендарных истребителей Су-27, Bison Store с гордостью представляет кожаные куртки Су-27 – Flanker: для тех, кто мечтает о небе и победных полетах.
Су-27, на взлет!