Главная / Статьи / Су-27 – хозяин военного неба

Су-27 – хозяин военного неба

Су-27 – хозяин военного неба
« Назад

Ах, как повезло зрителям авиационного салона в Ле Бурже в далеком 1989 году! Даже на столь крутых международных мероприятиях далеко не каждый раз демонстрируется что-то принципиально новое, зрелищное и даже поразительное. Но нынче было на что посмотреть: новейший русский истребитель Су-27, чертя стремительную небесную траекторию, вдруг встал на дыбы и практически остановился в воздухе – вертикально, даже чуть выставив хвост вперед. Законы аэродинамики? Не, не слышали. А потом снова лег на брюхо и полетел себе дальше, как ни в чем не бывало. Фантастика!

Кому фантастика, а кому – потенциальный противник. За «сушкой» внимательно наблюдал летчик из США, только что отработавший выступление. «А ведь если с такой птичкой в бою столкнешься, надежда только на катапульту! – пробормотал он сквозь зубы и добавил уже громко, по связи с пилотами своей команды: – Ребята, вы этого никогда не забудете!»

Так ли было на самом деле, или документальные факты, как часто случается, со временем обросли легендарными подробностями – но российский летчик-испытатель Виктор Пугачев на истребителе Су-27 действительно выступал в Ле Бурже в 1989-м. И действительно показал поразительную, невиданную ранее фигуру высшего пилотажа: «кобру», или динамическое торможение. А пилот-ас ВВС США Джон Фарли, на этом показе присутствовавший, даже через пару десятилетий рассказывал о невероятном маневре не иначе как с восхищением в голосе.

Самый востребованный истребитель

Су-27Знакомьтесь: Су-27. Тяжелый истребитель: многоцелевой, сверхзвуковой, никоим образом не зависящий от погоды. Может наносить удары, в том числе ядерные, по воздушным и наземным целям. А главное – господствует в воздухе при любых обстоятельствах.

Первый образец поднялся в воздух в 1977 году. Регулярные части отечественных ВВС получили доведенные до ума истребители в 1982 году, начали на них летать в 1985-м. Официальное принятие на вооружение состоялось 23 августа 1990 года. Истребитель занимает первое место по распространенности среди боевых самолетов производства России и третье место в этом же рейтинге среди самолетов всего мира. 

И опять соревнование

Прошлый век. Конец 60-х. Немного оправившиеся от мировой войны две великие державы начинают очередной этап военного соревнования: разработку боевых истребителей четвертого поколения. В Соединенных Штатах с весны 1966-го развернута программа Fighter Experimental, а через три года новый самолет F-15 «Игл» уже вполне просматривается в проектной документации. В качестве новогоднего подарка к 1970 году компания «Макдоннел Дуглас» получает официальный контракт, и к 1974 году строит серийные F-15.

В России тоже не прохлаждаются. Правительством СССР поставлена задача, запущена конкурсная программа, в которой под неуклюжей аббревиатурой ПФИ скрывается перспективный фронтовой истребитель, обязанный перегнать по характеристикам американский F-15. Именно так: никаких «догоняшек», только уверенное превосходство!

Вообще, на новую, еще даже не существующую машину возложили такой список требований, что одно перечисление займет несколько страниц. Если вкратце – вести ближний воздушный бой, настигать чужие самолеты, проникшие в отечественное воздушное пространство, справляться практически со всеми существующими иностранными истребителями, бомбардировщиками и самолетами-разведчиками, сбивать крылатые ракеты, уничтожать беспилотники и транспортники: как крылатые, так и винтовые.

Думаете, все? Нет! Еще – сражаться в воздухе на средних дистанциях, перехватывать удаленные цели, защищать свои стратегически важные наземные объекты и уничтожать чужие, прикрывать воздушных разведчиков и вести разведку самостоятельно... Невзирая на время суток, сезон года, метеоусловия, постановку помех и прочие внешние факторы.

Технический прорыв

F-15Уже из поставленного задания очевидно: машина была необходима абсолютно уникальная, отличная от всего существующего. Требовались новаторские идеи, и они не заставили себя ждать.

Интегральная аэродинамическая компоновка. Моторы на отдельных гондолах под фюзеляжем. Вертикальное оперение. Система ЭДСУ для быстрой и легкой балансировки. Двухканальный радиолокатор БРЛС. Новейшие двигатели и многое другое, что определяло особенности конструкции Т-10: под таким шифром будущий истребитель значился в проектах.

 К 1977 году казалось, что машина почти готова. Истребитель обкатали в воздухе без вооружения, он показал себя очень неплохо. Но в 1979 году образец Т-10-2 разрушился в испытательном полете, «поймав резонанс»: погиб летчик-испытатель Евгений Соловьев, воздушный ас, летавший на «сушках», начиная с седьмой модели. Проблемы выявили и решили, с недостатками разобрались... и тут грянул гром: были получены реальные данные о характеристиках американского аналога F-15; разведка не дремлет! И что? Увы, советский истребитель не превосходил «Игл», а уступал ему буквально по всем параметрам.

Второе рождение 

Что делать? Выбор был невелик, но и нелегок: дорабатывать существующий образец, пусть худо-бедно летает, или переделывать все под корень, а точнее – делать новый истребитель практически с нулевой отметки.

Первый вариант конструкторы ОКБ Сухого отмели сразу: это не решение, а иллюзия решения. Но и со вторым возникли ожидаемые сложности, правда, не технические. О необходимости начинать работы заново сообщили в министерство и получили ожидаемый ответ: «С вами не соскучишься! А по-другому – никак?» – «Никак, – ответил главный конструктор Михаил Симонов. – Мы можем, конечно, пустить в серийный выпуск посредственные машины, и об этом никто даже и не узнает... если не будет войны». Замминистра почесал затылок и дал «добро» на переделку.

«Второе рождение» Су-27 совершалось еще быстрее, чем первое. Весной 1981 года летчик-испытатель ОКБ Владимир Ильюшин поднял в небо истребитель Т-10-7, уже претендующий на серийность. Изменений произошла масса: инженеры откорректировали обводы носа, крыло стало полностью «трапецией», прибавились два узла подвески, моторы приподнялись и разместились по бокам самолета, носовое шасси значительно сдвинулось вглубь (иначе грязь от колес забивала воздухозаборники), тормозные щитки переместились за кабину, колпак стал откидываться, а не сдвигаться.

И – ура! – испытания показали, что усовершенствованный истребитель вполне может поспорить с американским F-15, причем с твердыми шансами на победу в бою. В классификации НАТО Су-27 получил знаковое имя: Flanker, то есть «атакующий во фланг» – признание небывалой маневренности машины.

Кое-что о высшем пилотаже

СУ

Кстати, об упомянутой уже «кобре». Как и все фигуры высшего пилотажа, разрабатывалась она не для того, чтобы покрасоваться на авиасалоне и изумить вечных соперников; хотя и эта задача присутствовала, конечно, но всего лишь вторым планом. А практический смысл маневра заключался в том, что резко затормозивший истребитель «исчезал» для самонаводящихся ракет, которые преследовали только цели со скоростью от 200 км/час и более. В ближнем же бою подобный финт позволял пропустить противника вперед и спокойно послать вслед ракету. «Окрестил» новую фигуру сам генеральный конструктор ОКБ Михаил Симонов, а первым исполнил «кобру» летчик-испытатель Игорь Волк.

Как Су-27 стал основой для разработки целого семейства истребителей, так «кобра» послужила основой для еще более потрясающей фигуры: «чакры Фролова», когда на минимальной скорости машина совершает максимально компактную мертвую петлю, оборачиваясь вокруг собственного хвостового оперения.

Учебный бой – тоже бой

Надо заметить, что в реальном бою ни «кобра», ни «чакра» никогда не применялись – и, наверное, к лучшему. Хотя сражение Су-27 с американскими истребителями того же класса все-таки произошло: учебное, точнее, «дуэльное», когда в 1992 году звено «сушек» принимала знаменитая авиабаза Лэнгли.

Ну как же российские летчики могли упустить момент и не предложить штатовским коллегам посоревноваться?! Так что в сторону американцев, фигурально выражаясь, запустили летную перчатку – которую поймали и приняли. Учебный бой прошел над водами Атлантики, в нескольких сотнях километров от аэродрома: еще не хватало радовать зевак и журналистов! Слишком мудрить с полетным заданием тоже не стали: цель – удержаться на хвосте, сначала Су-27 у F-15, затем наоборот. Взлетели, начали… Рванувший вперед «Игл» так и не сумел уйти от преследующей «сушки», причем российский пилот даже не включал полный форсаж: незачем было. После смены ролей ситуация не изменилась – резко взмыв вверх и кувыркнувшись, Су-27 плотно сел на хвост условному противнику и даже не позволил себя ни разу увидеть.

С полным правом можно сказать – наши победили «всухую»!

Цена победы

Но победы, как водится, всегда берут свою цену. О погибшем во время испытаний пилоте Евгении Соловьеве мы уже вспоминали; его дело продолжил сын Илья, также ставший летчиком-испытателем. Зимой 1981 года на критической скорости прямо в воздухе развалился самолет летчика-испытателя Александра Комарова; сопровождавший его на Су-7 Николай Садовников только и успел увидеть внезапный штопор. А через полтора года, в июле 1983-го, сам Садовников попал в схожую ситуацию – но ему повезло больше, истребитель разрушился частично, а огромное мастерство летного аса помогло посадить машину с обрубленным килем: тем самым дав бесценный материал для усовершенствования конструкции. Садовников летал еще пять лет, пока в сентябре 1988 года не катапультировался из потерявшей управление «сушки» и в результате травм не ушел вынужденно на административную работу.

Но самолет был доведен до статуса серийного. Он разгонялся до 2800 км/ч, мог покрывать расстояние до 3530 км, нес почти пять тонн вооружения: тридцатимиллиметровую пушку, управляемые и неуправляемые ракеты, авиационные и кассетные бомбы. 23 августа 1990 года Су-27 был официально принят на вооружение ВВС России.

Все решают люди

Тридцать с лишним лет – долгий срок. За это время произошло многое, в том числе и катастрофы Су-27. Но, как показывала практика, уникальная конструкция самолета позволяла если не предотвратить крушение, то избежать его превращения в катастрофу: при условии опыта и мужества летчиков.

На авиационном шоу в Польше в 2009 году истребитель сорвался в неуправляемое падение; пилоты не катапультировались, до последнего отводя самолет от жилых домов города Радлова, и сумели это сделать. Машина упала буквально в ста метрах от зданий.

В июне 2016 года военный летчик «Русских витязей» Сергей Еременко возвращался с показательных подмосковных выступлений; внезапно загорелись оба двигателя, пилот увел истребитель от жилого сектора и разбился в безлюдном лесу. Были и другие ситуации, с намного более тяжелыми последствиями – но дело всегда заключалось в людях. Самолет, даже критически неисправный, был готов повиноваться до последних мгновений. Таким его создали.

Осталось сказать немного. Су-27 стал важнейшей вехой в истории развития российской авиации, прямым предком целого ряда еще более совершенных воздушных машин. Несмотря на четыре десятка лет полетной биографии, Су-27 отнюдь не устарел. По сведениям о составе ВКС России на 2022 год, в строю находится порядка 800 машин этой модели; истребители состоят на вооружении и десятков других стран. «Двадцать седьмой» по-прежнему силен, быстр и способен постоять за себя и тех, кого он защищает, в самом суровом бою. Отдавая дань уважения таланту и упорству конструкторов, мужеству летчиков-испытателей и военных пилотов легендарных истребителей Су-27, Bison Store с гордостью представляет кожаные куртки Су-27 – Flanker: для тех, кто мечтает о небе и победных полетах.

Су-27, на взлет!

Лого


Cтатьи по теме
Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...