20.05.2022
Ретроспектива
В самом конце 1913 года, в ясный декабрьский день, состоялся первый взлет тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», ныне легендарного – как становится легендой предок, прародитель, давший начало огромной и славной семье во многих поколениях. Этот самолет, разработанный авиаконструктором-уникумом Игорем Сикорским, действительно ознаменовал зарю Дальней авиации; хотя по справедливости титул «прапрадеда» должен принадлежать другой машине, более раннему детищу Сикорского: «Русскому витязю», поднявшемуся в небо в марте 1913-го. Кстати, за штурвалом сидел сам изобретатель, и к тому времени ему едва стукнуло двадцать четыре года.
Но «Русский Витязь» так и остался самолетом в единственном экземпляре, довольно скоро в результате аварии потерявшим способность летать. А вот «Илья Муромец» пошел в серийное производство: император Николай II счел необходимым иметь целую эскадру подобной техники, и через год после удачного старта самолета, 23 декабря 1914 года, выразил свою волю монаршим указом. Эпоха тяжелых бомбардировщиков началась.
Первая Мировая
«Тяжелый бомбардировщик»! Как странно сегодня читать подобное определение применительно к самолету, сделанному из дерева, фанеры, а кое-где и полотняной ткани. Но век назад эта машина действительно была мощной и грозной, что прекрасно иллюстрирует участие «Ильи Муромца» в Первой Мировой войне: более четырехсот раз поднимались самолеты с аэродромов, сбросив на вражеские позиции в общей сложности почти семьдесят тонн бомб. Что характерно, «ответка» оказалась весьма слабой: неприятельские истребители за все время военных действий сбили единственный бомбардировщик – напав в количестве двух десятков на одного! – и парочку удалось подбить зениткам. В общем, «Илья Муромец» более чем оправдывал свое громкое имя.
Но в чем те далекие, почти былинные годы схожи с нынешними – управляли самолетами люди, беззаветно преданные небу и своей стране. И часто их летная жизнь была яркой и стремительной, как падающая звезда. Такой, как у штабс-капитана Дмитрия Озерского: потомственный военный, кадровый летчик и уже инструктор Гатчинской авиашколы, он впервые увидел «Илью Муромца» и загорелся мечтой на нем летать. Мечты исполнимы, если к ним прилагается упорство, талант и труд: совсем скоро Озерский подчинил себе громадный самолет, был назначен командиром «Ильи Муромца-III» и успешно летал на нем в глубокие тылы неприятеля. Двадцать пять вылетов, уничтожение важных военных объектов, грамотная разведка… двадцать шестой полет стал фатальным: машина попала под жесткий обстрел и рухнула с трехкилометровой высоты. Дмитрий Озерский погиб вместе с экипажем: его военная карьера заняла всего пять месяцев, за которые он успел получить все возможные для офицера Российской Империи награды вплоть до именного золотого оружия «За храбрость». На могиле его по традиции был поставлен пропеллер с разбившейся машины – один из четырех, возносивших «Илью Муромца» ввысь.
Великая Отечественная
Предвоенное десятилетие ознаменовалось вступлением в строй новых тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, ДБ-3 и ДБ-3Ф, созданных уже советскими гениальными конструкторами Андреем Туполевым и Сергеем Илюшиным: имена, которые даже сегодня знает каждый школьник. В конце тридцатых годов разрозненные авиационные бригады были сведены в три воздушные армии, подчинявшиеся напрямую наркому обороны СССР. Перед самой войной, в 1940 году, окончательно сформировалась Дальнебомбардировочная авиация главного командования Красной Армии, имевшая в составе полторы тысячи самолетов.
Воевать ДБА начала с первого дня Великой Отечественной войны, с 22 июня 1941 года. Самолеты были технически совершенны, экипажи прекрасно обучены и опытны, но авиаподразделения все равно несли жестокие потери: дело было в том, что в силу военной необходимости дальние бомбардировщики использовали вовсе не по их назначению. Ведь уникальные самолеты создавались для того, чтобы летать далеко и скрытно, ночью, под прикрытием истребителей! Вместо этого бомбить нужно было днем, часто вообще без сопровождения, хорошо защищенные объекты, колонны военной техники. За полгода авиапарк ДБА сократился в пять раз, огромны были и потери среди личного состава. Экипажи до последнего выполняли свой долг: только по официальной статистике, пилоты Дальнебомбардировочной авиации одиннадцать раз совершали «огненные тараны», направляя подбитую машину на вражеские объекты на земле.
Но были и реально дальние операции. В августе 1941 года сводные формирования бомбардировщиков десять раз долетали до Берлина, нанося удары по военным целям. Уже весной 1942 года ДБА переименовали в Авиацию дальнего действия, боевые задачи стали более адекватны назначению и возможностям самолетов. Всего за четыре года Великой Отечественной войны было совершено свыше 220 тысяч боевых вылетов.
Двадцатый век
По окончании войны на базе ДБА создается новое формирование, с более привычным нашему слуху названием: Дальняя авиация воздушных сил СССР. Очередной технический прорыв случился в 50-х годах: воздушные войска получили реактивные дальние и стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и ЗМ. А к началу 90-х ВВС СССР уже располагали современнейшими авиационными комплексами, носителями крылатых ракет: Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Самолеты-легенды. «Медведь», «Белый лебедь» и младший в семействе дальний бомбардировщик-ракетоносец, получивший в классификации НАТО более чем говорящее обозначение: Backfire – «неприятные последствия».
Небольшой, но яркий штрих: немногим известно, что мощные турбовинтовые Ту-95МС и самые красивые сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 имеют имена собственные. Как рассказывают летчики, инициатива пошла от Петра Дейнекина, первого главкома ВВС России: перед юбилеем Победы в 1995 году он нарек участвовавший в параде Ту-160 «Ильей Муромцем», в память славного прародителя Дальней авиации. Традиция прижилась – «Белые лебеди» носят имена выдающихся личностей (в том числе и Петра Дейнекина), а «Медведи» называются в честь российских городов.
Чем занималась Дальняя авиация в послевоенное время? Осваивала малоизведанные небесные просторы над Арктикой. Несла патрульную службу над нейтральными водами, пресекая случайные, не совсем случайные и совсем не случайные попытки проникновения в воздушное пространство страны. И выполняла главную задачу, которая неизменна: работала активным сдерживающим фактором любой возможной военной агрессии. В 1999 году в списке профессиональных военных праздников официально появился еще один: День Дальней авиации ВВС России, отмечающийся 23 декабря.
Третье тысячелетие
Дальняя авиация всегда была на отдельном счету. Указ о создании первой эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» подписывал собственноручно российский император. В годы Великой Отечественной войны ДБА подчинялась исключительно главному командованию: тех, кто служил в Дальнебомбардировочной авиации, не имели права задерживать даже всесильные «особые отделы»! И, повторимся, современный статус Дальней авиации – военно-воздушное объединение в прямом, опять же, подчинении главнокомандующего ВКС. С самого своего создания и по сегодняшний день она является стратегическим резервом, уникальным военным инструментом высшего руководства страны.
Всеобщая неразбериха и разруха, под знаком которой прошли 1990-е, неизбежно затронула и военные структуры. Но уже в 2001 году российские стратегические бомбардировщики разминали крылья над Северным полюсом, а с 2007 года дальнее патрулирование вновь стало регулярным. Последние пятнадцать лет Дальняя авиация развернута во всей своей громадной мощи: совершенствуется воздушная техника, ежегодно проводятся десятки летно-тактических и тактико-специальных учений, масштабные маневры, в том числе международные. «Крылья ядерной триады» крепки и быстры.
И вновь повторимся: фундамент, основа Дальней авиации, как любой военной силы Отечества – человеческий ресурс. Профессиональные пилоты, штурманы, инженеры, техники. Люди. В честь их героизма и мужества и создана уникальная тематическая кожаная куртка-пилот «Дальняя авиация» из коллекции Bison Store. А вы обратили внимание, что в рассказе нет описаний дальних бомбардировщиков? Это не случайно: все самолеты-легенды изображены на подкладке бомбера!