Главная / Статьи / Дальняя авиация: крылатая мощь России

Дальняя авиация: крылатая мощь России

Дальняя авиация: крылатая мощь России
« Назад

У отечественной Дальней авиации много имен, официальных и неофициальных. Самое правильное на сегодняшний день, хоть и крайне сложное для произношения – объединение военно-воздушных сил ВС РФ в подчинении главнокомандующего Воздушно-космических сил России. Самое романтичное – «крылья ядерной триады». Но большинство  людей говорят просто: Дальняя авиация, и все понимают, о чем идет речь.

 

Ретроспектива

Сикорский

В самом конце 1913 года, в ясный декабрьский день, состоялся первый взлет тяжелого бомбардировщика «Илья Муромец», ныне легендарного – как становится легендой предок, прародитель, давший начало огромной и славной семье во многих поколениях. Этот самолет, разработанный авиаконструктором-уникумом Игорем Сикорским, действительно ознаменовал зарю Дальней авиации; хотя по справедливости титул «прапрадеда» должен принадлежать другой машине, более раннему детищу Сикорского: «Русскому витязю», поднявшемуся в небо в марте 1913-го. Кстати, за штурвалом сидел сам изобретатель, и к тому времени ему едва стукнуло двадцать четыре года.

Но «Русский Витязь» так и остался самолетом в единственном экземпляре, довольно скоро в результате аварии потерявшим способность летать. А вот «Илья Муромец» пошел в серийное производство: император Николай II счел необходимым иметь целую эскадру подобной техники, и через год после удачного старта самолета, 23 декабря 1914 года, выразил свою волю монаршим указом. Эпоха тяжелых бомбардировщиков началась.

Первая Мировая

«Тяжелый бомбардировщик»! Как странно сегодня читать подобное определение применительно к самолету, сделанному из дерева, фанеры, а кое-где и полотняной ткани. Но век назад эта машина действительно была мощной и грозной, что прекрасно иллюстрирует участие «Ильи Муромца» в Первой Мировой войне: более четырехсот раз поднимались самолеты с аэродромов, сбросив на вражеские позиции в общей сложности почти семьдесят тонн бомб. Что характерно, «ответка» оказалась весьма слабой: неприятельские истребители за все время военных действий сбили единственный  бомбардировщик – напав в количестве двух десятков на одного! – и парочку удалось подбить зениткам. В общем, «Илья Муромец» более чем оправдывал свое громкое имя.

Но в чем те далекие, почти былинные годы схожи с нынешними – управляли самолетами люди, беззаветно преданные небу и своей стране. И часто их летная жизнь была яркой и стремительной, как падающая звезда. Такой, как у штабс-капитана Дмитрия Озерского: потомственный военный, кадровый летчик и уже инструктор Гатчинской авиашколы, он впервые увидел «Илью Муромца» и загорелся мечтой на нем летать. Мечты исполнимы, если к ним прилагается упорство, талант и труд: совсем скоро Озерский подчинил себе громадный самолет, был назначен командиром «Ильи Муромца-III» и успешно летал на нем в глубокие тылы неприятеля. Двадцать пять вылетов, уничтожение важных военных объектов, грамотная разведка… двадцать шестой полет стал фатальным: машина попала под жесткий обстрел и рухнула с трехкилометровой высоты. Дмитрий Озерский погиб вместе с экипажем: его военная карьера заняла всего пять месяцев, за которые он успел получить все возможные для офицера Российской Империи награды вплоть до именного золотого оружия «За храбрость». На могиле его по традиции был поставлен пропеллер с разбившейся машины – один из четырех, возносивших «Илью Муромца» ввысь.

Великая Отечественная

Предвоенное десятилетие ознаменовалось вступлением в строй новых тяжелых бомбардировщиков ТБ-3, ДБ-3 и ДБ-3Ф, созданных уже советскими гениальными конструкторами Андреем Туполевым и Сергеем Илюшиным: имена, которые даже сегодня знает каждый школьник. В конце тридцатых годов разрозненные авиационные бригады были сведены в три воздушные армии, подчинявшиеся напрямую наркому обороны СССР. Перед самой войной, в 1940 году, окончательно сформировалась Дальнебомбардировочная авиация главного командования Красной Армии, имевшая в составе полторы тысячи самолетов.

Воевать ДБА начала с первого дня Великой Отечественной войны, с 22 июня 1941 года. Самолеты были технически совершенны, экипажи прекрасно обучены и опытны, но авиаподразделения все равно несли жестокие потери: дело было в том, что в силу военной необходимости дальние бомбардировщики использовали вовсе не по их назначению. Ведь уникальные самолеты создавались для того, чтобы летать далеко и скрытно, ночью, под прикрытием истребителей! Вместо этого бомбить нужно было днем, часто вообще без сопровождения, хорошо защищенные объекты, колонны военной техники. За полгода авиапарк ДБА сократился в пять раз, огромны были и потери среди личного состава. Экипажи до последнего выполняли свой долг: только по официальной статистике, пилоты Дальнебомбардировочной авиации одиннадцать раз совершали «огненные тараны», направляя подбитую машину на вражеские объекты на земле.

Но были и реально дальние операции. В августе 1941 года сводные формирования бомбардировщиков десять раз долетали до Берлина, нанося удары по военным целям. Уже весной 1942 года ДБА переименовали в Авиацию дальнего действия, боевые задачи стали более адекватны назначению и возможностям самолетов. Всего за четыре года Великой Отечественной войны было совершено свыше 220 тысяч боевых вылетов.

Двадцатый век

Ту-160 По окончании войны на базе ДБА создается новое формирование, с более привычным нашему слуху названием: Дальняя авиация воздушных сил СССР. Очередной технический прорыв случился в 50-х годах: воздушные войска получили реактивные дальние и стратегические бомбардировщики Ту-16, Ту-95 и ЗМ. А к началу 90-х ВВС СССР уже располагали современнейшими авиационными комплексами, носителями крылатых ракет:  Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Самолеты-легенды. «Медведь», «Белый лебедь» и младший в семействе дальний бомбардировщик-ракетоносец, получивший в классификации НАТО более чем говорящее обозначение: Backfire – «неприятные последствия».

Небольшой, но яркий штрих: немногим известно, что мощные турбовинтовые Ту-95МС и самые красивые сверхзвуковые бомбардировщики Ту-160 имеют имена собственные. Как рассказывают летчики, инициатива пошла от Петра Дейнекина, первого главкома ВВС России: перед юбилеем Победы в 1995 году он нарек участвовавший в параде Ту-160 «Ильей Муромцем», в память славного прародителя Дальней авиации. Традиция прижилась – «Белые лебеди» носят имена выдающихся личностей (в том числе и Петра Дейнекина), а «Медведи» называются в честь российских городов.

Чем занималась Дальняя авиация в послевоенное время? Осваивала малоизведанные небесные просторы над Арктикой. Несла патрульную службу над нейтральными водами, пресекая случайные, не совсем случайные и совсем не случайные попытки проникновения в воздушное пространство страны. И выполняла главную задачу, которая неизменна: работала активным сдерживающим фактором любой возможной военной агрессии. В 1999 году в списке профессиональных военных праздников официально появился еще один: День Дальней авиации ВВС России, отмечающийся 23 декабря.

Третье тысячелетие

Дальняя авиация всегда была на отдельном счету. Указ о создании первой эскадры тяжелых бомбардировщиков «Илья Муромец» подписывал собственноручно российский император. В годы Великой Отечественной войны ДБА подчинялась исключительно главному командованию: тех, кто служил в Дальнебомбардировочной авиации, не имели права задерживать даже всесильные «особые отделы»! И, повторимся, современный статус Дальней авиации – военно-воздушное объединение в прямом, опять же, подчинении главнокомандующего ВКС. С самого своего создания и по сегодняшний день она является стратегическим резервом, уникальным военным инструментом высшего руководства страны.

Всеобщая неразбериха и разруха, под знаком которой прошли 1990-е, неизбежно затронула и военные структуры. Но уже в 2001 году российские стратегические бомбардировщики разминали крылья над Северным полюсом, а с 2007 года дальнее патрулирование вновь стало регулярным. Последние пятнадцать лет Дальняя авиация развернута во всей своей громадной мощи: совершенствуется воздушная техника, ежегодно проводятся десятки летно-тактических и тактико-специальных учений, масштабные маневры, в том числе международные. «Крылья ядерной триады» крепки и быстры.

И вновь повторимся: фундамент, основа Дальней авиации, как любой военной силы Отечества – человеческий ресурс. Профессиональные пилоты, штурманы, инженеры, техники. Люди. В честь их героизма и мужества и создана уникальная тематическая кожаная куртка-пилот «Дальняя авиация» из коллекции Bison Store. А вы обратили внимание, что в рассказе нет описаний дальних бомбардировщиков? Это не случайно: все самолеты-легенды изображены на подкладке бомбера!

Лого


Cтатьи по теме
История мужской сумки: вместе в пути и в бою
18.09.23
История мужской сумки: вместе в пути и в бою

Сумка возникла на заре цивилизации: такой вывод – результат даже не научных изысканий, а простых логических рассуждений. С тех пор, как человек разумный осознал себя личностью, у него появились личные вещи, многие из которых нужно было постоянно носить с собой. А карманы, нашитые на одежду, изобрели только в XVII веке – да, представьте, пятьсот лет назад. И где до этого помещались бумаги, свитки, карты, деньги, ключи, курительные трубки, носовые платки, гребни для волос и бород, портреты любимых, сувениры и еще много чего? Правильно, в сумке. А то и не в одной, а в нескольких.

Держи руки в тепле: необычная история варежек
31.08.23
Держи руки в тепле: необычная история варежек

Кто, где и когда придумал варежки? Простой на первый взгляд вопрос вполне может поставить в тупик не то что случайного человека, но даже специалиста по истории одежды. Что же, облегчим задачу и разобьем ее на несколько пунктов: что такое варежки? С какого времени о них известно? Почему они так называются?

Шапка-ушанка: происхождение и биография
17.08.23
Шапка-ушанка: происхождение и биография

Эх, шапка-ушанка, голова – два уха... Впрочем, почему только два? В прародителях этого головного убора были шапки и с тремя полноценными «ушами». А также овчинные меховые колпаки, шапки с ушками-шарфиками и многие другие более чем интересные варианты.

Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории
17.07.23
Загадочный жилет: тайна имени и зигзаги истории

Жилет. Один из самых распространенных, универсальных, интересных, неоднозначных и, чего лукавить, загадочных предметов одежды. «Что же тут загадочного?» – спросит успешный бизнесмен, облачающийся перед деловой встречей в костюм «тройку» с элегантным жилетом. Или брутальный байкер, поигрывающий подвеской на замке-молнии потертой кожаной безрукавки. Или альпинист, сворачивающий в невесомый рулон супертеплую экипировку на гагачьем пуху.

Военная фуражка: когда история берет под козырек
14.07.23
Военная фуражка: когда история берет под козырек

Фуражка – настолько известный и популярный головной убор, что кажется, он существовал всегда, во все времена и во всех странах. Однако историческая наука утверждает, что родилась фуражка в России, а возраст ее не слишком-то и велик в сравнении со многими другими предметами военного гардероба: чуть больше двухсот лет. А модели с козырьком еще моложе, практически на целое столетие.

История бейсболки: из спорта в мейнстрим
10.07.23
История бейсболки: из спорта в мейнстрим

Не исключено, что XXI век войдет в историю моды как эпоха культа бейсболки. Действительно, эти головные уборы есть у каждого, и не по одной штуке! Мужчины дополняют яркими кепками с жестким козырьком туристическую экипировку, а однотонными – городские костюмы. Женщины легко и изящно сочетают бейсболки с платьями и юбками в пол. Подростки придумывают целый «знаковый язык», трактуя варианты ношения – козырьком назад, козырьком набок... Спортсмены и военные, журналисты и политики, бизнесмены, сотрудники корпораций, звезды кино и эстрады – бейсболки носят все!

Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины
11.05.23
Бомбер В-3: культовая летная куртка из овчины

Два главных друга военного летчика – высота и скорость. Но случается, что они же становятся жестокими врагами.

Чем выше и быстрее летит самолет, тем холоднее за бортом. И в кабине, если она не герметизирована и должным образом не отапливается. Разумеется, для современной авиационной техники эта проблема давно решена и может возникнуть лишь в случае серьезного ЧП. А вот пилотам прошлого века приходилось несладко: в мгновенно выстывающих и продуваемых машинах единственной защитой от мороза и ветра была теплая одежда. Желательно – очень теплая.

Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи
20.03.23
Bison Store рекомендует: ТОП-5 мужских курток из натуральной кожи

Мужская кожаная куртка – это всегда три в одном: качество, комфорт, статус. Качество задает материал, то есть натуральная кожа: ее вид, выделка, способ окрашивания и другие нюансы. Модели для мужчин обычно довольно строги и лаконичны, без декоративных излишеств, так что любой дефект немедленно становится заметным. Для комфорта также важен правильный эргономичный покрой, обеспечивающий свободу движений, высококлассная ткань подкладки, легкий и качественный утеплитель. Что касается статуса, здесь имеет значение любой элемент – только безупречность в каждой детали создает общий образ успешного, уверенного в себе человека.

Леонард Сеппала – герой своего времени
13.02.23
Леонард Сеппала – герой своего времени

«Бог собак», «король снежных трасс» – так его называли современники. Легендарный погонщик собачьих упряжек в снегах Аляски и не только, герой Великой гонки милосердия, серебряный призер зимней Олимпиады 1932 года, основоположник породы ездовых собак на основе сибирских лаек, знаменитых хаски. Человек, имя которого знала вся Америка и добрая половина мира.

Мужская парка: северная легенда и современный тренд
28.12.22
Мужская парка: северная легенда и современный тренд

Для начала давайте уточним, что такое парка как вид одежды в принципе, поскольку современный формат отличается от исторического прототипа как небо от земли. Согласно актуальным канонам моды и швейного дела, паркой называется теплая просторная удлиненная куртка прямого силуэта с капюшоном, чаще всего отороченным мехом.

Просто? Если бы! Едва ли не каждый вышеупомянутый признак можно оспорить, держа в руках реальную мужскую парку а ля XXI век. Тем не менее, одежда остается узнаваемой: никто не перепутает ее со спортивной или классической курткой. Почему? Чтобы разгадать этот секрет, следует вернуться назад во времени даже не на столетия – на тысячелетия.