Главная / Статьи / Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность

Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
« Назад

Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек покорял небо, влюблялся в него, но в то же время был вынужден защищаться и от самого воздушного пространства, и от опасностей, в нем подстерегающих. Одним из первых средств такой защиты стал кожаный летный шлем.

Современные авиашлемы военных летчиков давно не несут в себе ни кусочка натуральной кожи и больше походят на экипировку из фантастических фильмов – как видом, так и возможностями. Круговой обзор прямо «сквозь» обшивку самолета? Пожалуйста. Наведение оружия на цель просто взглядом? Без проблем. Виртуальная карта с подробной информацией перед глазами? Сделано. Не говоря уже о радиосвязи, системах ночного видения, «умных» забралах и подключении кислородных масок. Авиационный шлем XXI века представляет собой сложнейший компьютер, совмещенный с мощной защитой головы: композитные материалы, из которых выполняются его детали, еще двадцать лет назад никому и не снились.

Не фантастика – реальность. Но истоки ее лежат там, в прошлом, на заре пилотирования, во времена Первой и Второй мировых войн, когда летчики по тревоге бежали к своим наполовину еще фанерным истребителям, на ходу натягивая простые кожаные шлемы без всякой электроники...

Защита, проверенная веками

khelmet Знатоки истории военного и спортивного снаряжения иногда спорят, что появилось раньше – автомобильный гоночный шлем, летный или мотоциклетный? И кто у кого позаимствовал идею? Напрасные дискуссии: идея возникла намного, намного раньше! Защитные головные уборы из прочной толстой кожи, способной смягчить удар и даже отклонить идущий по касательной клинок, носили воины многих народов мира еще в незапамятные времена. А когда пришло время металлических шлемов, кожаные стали играть роль амортизирующих и утепляющих подшлемников: как это повторилось столетия спустя в авиации.

Еще до того, как самолеты впервые вступили в бой, летчиков надо было защитить от ветра, холода, слишком громкого шума моторов и, конечно, от травм головы в тесной кабине при жесткой (а такой была каждая вторая, не считая каждой первой, в силу примитивных шасси и качества аэродромных покрытий) или вынужденной посадке. Практически те же самые функции выполняли и гоночные шлемы – ветровой, шумовой и механической защиты.

Небольшая разница, на самом деле: оберегать от удара палицей в бою или от удара о любой твердый предмет в кабине скоростной техники, автомобильной ли, авиационной ли. Так что кожаные шлемы, опробованные столетиями, были взяты на вооружение – и спасли множество жизней.

И не только кожаные! Авиашлемы российских пилотов образца 1910-х годов изготавливались из пробки. Конструкция была многослойной: внутренняя часть тульи исполнялась из тонкого слоя натуральной коры пробкового дуба, для наружной части и околыша брали более толстую пробку.

А уже сверху наклеивалась кожа или кожзаменитель, покрытый лаком; из этого же материала шились наушники и назатыльник. Внутри устанавливалась подкладка из байки или другой мягкой ткани. Промежутки заполнялись... опилками, а то и, по утверждению некоторых источников, мелкой стружкой металла. Шлем имел жесткий козырек, над которым красовалась эмблема Императорского военно-воздушного флота: традиционный двуглавый орел, сжимающий в когтистых лапах лопасть пропеллера.

Кожаные шлемофоны

Когда пилотские шлемы из кожи стали «шлемофонами»? Ближе к концу 1920-х годов: с активным внедрением авиационной связи наушники и микрофоны начали встраивать в экипировку еще на заводском этапе. Впрочем, процесс шел не так быстро, как хотелось бы – даже в годы Великой Отечественной войны частенько случалось, что летчики использовали наушники-самоделки.

Кожаные летные шлемофоны 1940-х годов, которые мы видим в кинофильмах и на архивных фотографиях, похожи друг на друга, вне зависимости от того, к армии какой страны принадлежали пилоты. В СССР, например, практически скопировали германские модели, разве что добавили специальные ремешки для фиксации летных очков да использовали другой вид утеплителя.

Вскоре после окончания войны, в 1950 году, в массовое производство пошел шлемофон ШЛ-50, визуально аналогичный шлемам военных лет, но с резиновыми наушниками и усовершенствованным ларингофоном: прибор в отдельном кожаном чехле крепился непосредственно к шее. Модель оказалась удачной, но ее пришлось неоднократно дорабатывать: сначала под кислородную маску КМ-16, а затем под первые серийные высотно-компенсирующие маски типа КМ-24, КМ-30. Модификация ШЛ-58 имела горизонтальные затягивающиеся лямки и могла обеспечить максимально плотное прилегание маски к лицу авиатора.

В 1961 году был выпущен кожаный шлемофон ШЛ-61, который впервые являлся не только самостоятельным изделием, но использовался вместе с защитным шлемом ЗШ-3; последний имел жесткий алюминиевый каркас, аналогичный каске, был оснащен световым фильтром с ручным механизмом опускания, откидными височными щитками и аэродинамическими отверстиями в количестве трех штук. Поистине революционный момент: шлемофон и жесткий защитный шлем еще не соединились в единую неделимую конструкцию, но уже начали работать вместе! Этого требовало развитие технологий и увеличение скоростей летательных аппаратов: к примеру, катапультироваться из сверхзвукового истребителя только в кожаной защите головы было слишком опасно.

Шлемофон ШЛ-61 выпускался в нескольких вариациях: стандартная модель, облегченная для жаркого климата и с овчиной для зимы. Крепления маски стали металлическими, более надежными и удобными. Тандем ШЛ-61/ЗШ-3 вышел настолько удачным, что применяется вплоть до наших дней на противолодочных самолетах Ту-142 и учебно-тренировочных Л-39. Интересно, что вне зоны выполнения боевого задания кожаный шлемофон разрешалось носить без каски: чтобы пилоты отдохнули от жесткого шлема, не теряя при этом связи и частичной защиты.

Первый виток эволюции

aviation-helmet И, наконец, в начале 1970-х годов появился авиашлем ЗШ-5: цельная конструкция без разделения на каску и шлемофон, прямой предок современных систем. Каска изготавливалась из стекловолоконного материала, для заполнения использовался вспененный полистирол. Даже сейчас такие шлемы остаются на вооружении многих стран «третьего мира», в свое время закупавших военное оборудование у Советского Союза.

Дальнейшая эволюция летных шлемов была направлена на развитие их потенциала. В 1980-х годах конструкторы разработали и внедрили первые системы целеуказания: виртуальный прицел перед глазами пилота и масса датчиков, отслеживающих поворот головы и направление взгляда. Стало неважно, захватывает ли система наведения цель – главное, чтобы ее видел пилот. Посмотрел, следом повернулась турель, информация ушла в электронную начинку головки самонаводящейся ракеты, и снаряд отправился именно туда, куда следует.

Шлемофоны из кожи, казалось бы, перестали быть нужными, но новые модели продолжали выпускаться: ШЛ-78, ШЛ-82. Отличные изделия, востребованные уже многие десятилетия в малой, спортивной, учебно-тренировочной авиации.

Эра высоких технологий

Дальше – больше. В шлемы встроили тепловизоры, приборы ночного видения, инструменты дополненной реальности. Сегодня пилот истребителя в летном шлеме видит все вокруг своего самолета, независимо от ориентировки в пространстве и погодных условий, мгновенно отслеживает и «держит» цели, распознает своих и чужих. Весь корпус самолета нашпигован инфракрасными датчиками. Сведения систематизируются и выводятся на виртуальный экран, программа строит трехмерную картину окружающего пространства со всеми объектами. Считается, что человек не способен видеть сквозь стены? Летчик в новейшем авиашлеме типа God's eye – «божий глаз» – способен, да еще как! О цене таких систем лучше не думать: один шлем стоит как два крыла самолета, а то и летательный аппарат поменьше целиком.

Технологии стремительно развиваются, предоставляя пилотам все больше возможностей и в полете, и в бою. Хотя не обходится и без проблем, чаще всего касающихся конфликта инновационной электроники и ресурсов человеческого тела и мозга. Например, визуальные системы, предназначенные только для одного глаза, способны вызвать сильнейшую головную боль из-за расхождений в синхронизации зрения. Подобные вопросы решаются усиленными тренировками, но все равно не у каждого получается. Плюс, шлемы становятся тяжелыми, до двух килограмм: и просто тяжело, и при катапультировании повышается риск травмы шейных позвонков. Еще стоит добавить, что те же God's eye, стоящие почти полмиллиона долларов каждый, изготавливаются и подгоняются строго индивидуально, то есть взаимозаменяемость пилотов возможна только в группе, где каждый уже имеет именно такой личный шлем.

А что в перспективе? Сложно представить. Шлемы, полностью сливающие сознание пилота с ИИ корабля? Управление истребителем силой мысли? Похоже, дать ответ неспособна самая безудержная фантазия: скорость технического прогресса опережает любые прогнозы.

Летный шлем на все времена

Но ведь авиация – далеко не только военная техника. Согласно данным Международной организации гражданской авиации, взлетные полосы в разных точках мира каждую минуту покидает минимум три-четыре десятка крылатых машин! Пассажирские и грузовые, спортивные и личные, сельскохозяйственные, научные, пожарные, спасательные... Так что кожаные летные шлемы отнюдь не «ушли на пенсию»: как уже было сказано, их продолжают активно использовать пилоты гражданской авиации, технический персонал, в том числе и военных подразделений, спортсмены, учащиеся авиашкол и летных училищ.

Это практичные, удобные вещи – и в то же время историческое наследие, память о том времени, когда человек только начинал осваивать небо. Не зря мода на аутентичные реплики авиационных шлемов из натуральной кожи вспыхивает в каждом сезоне: символы мужества и романтики никогда не утратят актуальности.

Кожаный шлем Pilot B-6 из каталога Bison Store станет отличным зимним головным убором для всех, кто ценит тепло, комфорт и винтажные модели с богатым прошлым.

Лого


Cтатьи по теме
Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...