Шлем летчика: героическая история и фантастическая современность
18.12.2023
Небо – чудесная стихия: свободная, вечно манящая... но на пребывание людей, увы, совершенно не рассчитанная. Потому с самого начала эры воздухоплавания человек покорял небо, влюблялся в него, но в то же время был вынужден защищаться и от самого воздушного пространства, и от опасностей, в нем подстерегающих. Одним из первых средств такой защиты стал кожаный летный шлем.
Современные авиашлемы военных летчиков давно не несут в себе ни кусочка натуральной кожи и больше походят на экипировку из фантастических фильмов – как видом, так и возможностями. Круговой обзор прямо «сквозь» обшивку самолета? Пожалуйста. Наведение оружия на цель просто взглядом? Без проблем. Виртуальная карта с подробной информацией перед глазами? Сделано. Не говоря уже о радиосвязи, системах ночного видения, «умных» забралах и подключении кислородных масок. Авиационный шлем XXI века представляет собой сложнейший компьютер, совмещенный с мощной защитой головы: композитные материалы, из которых выполняются его детали, еще двадцать лет назад никому и не снились.
Не фантастика – реальность. Но истоки ее лежат там, в прошлом, на заре пилотирования, во времена Первой и Второй мировых войн, когда летчики по тревоге бежали к своим наполовину еще фанерным истребителям, на ходу натягивая простые кожаные шлемы без всякой электроники...
Защита, проверенная веками
Знатоки истории военного и спортивного снаряжения иногда спорят, что появилось раньше – автомобильный гоночный шлем, летный или мотоциклетный? И кто у кого позаимствовал идею? Напрасные дискуссии: идея возникла намного, намного раньше! Защитные головные уборы из прочной толстой кожи, способной смягчить удар и даже отклонить идущий по касательной клинок, носили воины многих народов мира еще в незапамятные времена. А когда пришло время металлических шлемов, кожаные стали играть роль амортизирующих и утепляющих подшлемников: как это повторилось столетия спустя в авиации.
Еще до того, как самолеты впервые вступили в бой, летчиков надо было защитить от ветра, холода, слишком громкого шума моторов и, конечно, от травм головы в тесной кабине при жесткой (а такой была каждая вторая, не считая каждой первой, в силу примитивных шасси и качества аэродромных покрытий) или вынужденной посадке. Практически те же самые функции выполняли и гоночные шлемы – ветровой, шумовой и механической защиты.
Небольшая разница, на самом деле: оберегать от удара палицей в бою или от удара о любой твердый предмет в кабине скоростной техники, автомобильной ли, авиационной ли. Так что кожаные шлемы, опробованные столетиями, были взяты на вооружение – и спасли множество жизней.
И не только кожаные! Авиашлемы российских пилотов образца 1910-х годов изготавливались из пробки. Конструкция была многослойной: внутренняя часть тульи исполнялась из тонкого слоя натуральной коры пробкового дуба, для наружной части и околыша брали более толстую пробку.
А уже сверху наклеивалась кожа или кожзаменитель, покрытый лаком; из этого же материала шились наушники и назатыльник. Внутри устанавливалась подкладка из байки или другой мягкой ткани. Промежутки заполнялись... опилками, а то и, по утверждению некоторых источников, мелкой стружкой металла. Шлем имел жесткий козырек, над которым красовалась эмблема Императорского военно-воздушного флота: традиционный двуглавый орел, сжимающий в когтистых лапах лопасть пропеллера.
Кожаные шлемофоны
Когда пилотские шлемы из кожи стали «шлемофонами»? Ближе к концу 1920-х годов: с активным внедрением авиационной связи наушники и микрофоны начали встраивать в экипировку еще на заводском этапе. Впрочем, процесс шел не так быстро, как хотелось бы – даже в годы Великой Отечественной войны частенько случалось, что летчики использовали наушники-самоделки.
Кожаные летные шлемофоны 1940-х годов, которые мы видим в кинофильмах и на архивных фотографиях, похожи друг на друга, вне зависимости от того, к армии какой страны принадлежали пилоты. В СССР, например, практически скопировали германские модели, разве что добавили специальные ремешки для фиксации летных очков да использовали другой вид утеплителя.
Вскоре после окончания войны, в 1950 году, в массовое производство пошел шлемофон ШЛ-50, визуально аналогичный шлемам военных лет, но с резиновыми наушниками и усовершенствованным ларингофоном: прибор в отдельном кожаном чехле крепился непосредственно к шее. Модель оказалась удачной, но ее пришлось неоднократно дорабатывать: сначала под кислородную маску КМ-16, а затем под первые серийные высотно-компенсирующие маски типа КМ-24, КМ-30. Модификация ШЛ-58 имела горизонтальные затягивающиеся лямки и могла обеспечить максимально плотное прилегание маски к лицу авиатора.
В 1961 году был выпущен кожаный шлемофон ШЛ-61, который впервые являлся не только самостоятельным изделием, но использовался вместе с защитным шлемом ЗШ-3; последний имел жесткий алюминиевый каркас, аналогичный каске, был оснащен световым фильтром с ручным механизмом опускания, откидными височными щитками и аэродинамическими отверстиями в количестве трех штук. Поистине революционный момент: шлемофон и жесткий защитный шлем еще не соединились в единую неделимую конструкцию, но уже начали работать вместе! Этого требовало развитие технологий и увеличение скоростей летательных аппаратов: к примеру, катапультироваться из сверхзвукового истребителя только в кожаной защите головы было слишком опасно.
Шлемофон ШЛ-61 выпускался в нескольких вариациях: стандартная модель, облегченная для жаркого климата и с овчиной для зимы. Крепления маски стали металлическими, более надежными и удобными. Тандем ШЛ-61/ЗШ-3 вышел настолько удачным, что применяется вплоть до наших дней на противолодочных самолетах Ту-142 и учебно-тренировочных Л-39. Интересно, что вне зоны выполнения боевого задания кожаный шлемофон разрешалось носить без каски: чтобы пилоты отдохнули от жесткого шлема, не теряя при этом связи и частичной защиты.
Первый виток эволюции
И, наконец, в начале 1970-х годов появился авиашлем ЗШ-5: цельная конструкция без разделения на каску и шлемофон, прямой предок современных систем. Каска изготавливалась из стекловолоконного материала, для заполнения использовался вспененный полистирол. Даже сейчас такие шлемы остаются на вооружении многих стран «третьего мира», в свое время закупавших военное оборудование у Советского Союза.
Дальнейшая эволюция летных шлемов была направлена на развитие их потенциала. В 1980-х годах конструкторы разработали и внедрили первые системы целеуказания: виртуальный прицел перед глазами пилота и масса датчиков, отслеживающих поворот головы и направление взгляда. Стало неважно, захватывает ли система наведения цель – главное, чтобы ее видел пилот. Посмотрел, следом повернулась турель, информация ушла в электронную начинку головки самонаводящейся ракеты, и снаряд отправился именно туда, куда следует.
Шлемофоны из кожи, казалось бы, перестали быть нужными, но новые модели продолжали выпускаться: ШЛ-78, ШЛ-82. Отличные изделия, востребованные уже многие десятилетия в малой, спортивной, учебно-тренировочной авиации.
Эра высоких технологий
Дальше – больше. В шлемы встроили тепловизоры, приборы ночного видения, инструменты дополненной реальности. Сегодня пилот истребителя в летном шлеме видит все вокруг своего самолета, независимо от ориентировки в пространстве и погодных условий, мгновенно отслеживает и «держит» цели, распознает своих и чужих. Весь корпус самолета нашпигован инфракрасными датчиками. Сведения систематизируются и выводятся на виртуальный экран, программа строит трехмерную картину окружающего пространства со всеми объектами. Считается, что человек не способен видеть сквозь стены? Летчик в новейшем авиашлеме типа God's eye – «божий глаз» – способен, да еще как! О цене таких систем лучше не думать: один шлем стоит как два крыла самолета, а то и летательный аппарат поменьше целиком.
Технологии стремительно развиваются, предоставляя пилотам все больше возможностей и в полете, и в бою. Хотя не обходится и без проблем, чаще всего касающихся конфликта инновационной электроники и ресурсов человеческого тела и мозга. Например, визуальные системы, предназначенные только для одного глаза, способны вызвать сильнейшую головную боль из-за расхождений в синхронизации зрения. Подобные вопросы решаются усиленными тренировками, но все равно не у каждого получается. Плюс, шлемы становятся тяжелыми, до двух килограмм: и просто тяжело, и при катапультировании повышается риск травмы шейных позвонков. Еще стоит добавить, что те же God's eye, стоящие почти полмиллиона долларов каждый, изготавливаются и подгоняются строго индивидуально, то есть взаимозаменяемость пилотов возможна только в группе, где каждый уже имеет именно такой личный шлем.
А что в перспективе? Сложно представить. Шлемы, полностью сливающие сознание пилота с ИИ корабля? Управление истребителем силой мысли? Похоже, дать ответ неспособна самая безудержная фантазия: скорость технического прогресса опережает любые прогнозы.
Летный шлем на все времена
Но ведь авиация – далеко не только военная техника. Согласно данным Международной организации гражданской авиации, взлетные полосы в разных точках мира каждую минуту покидает минимум три-четыре десятка крылатых машин! Пассажирские и грузовые, спортивные и личные, сельскохозяйственные, научные, пожарные, спасательные... Так что кожаные летные шлемы отнюдь не «ушли на пенсию»: как уже было сказано, их продолжают активно использовать пилоты гражданской авиации, технический персонал, в том числе и военных подразделений, спортсмены, учащиеся авиашкол и летных училищ.
Это практичные, удобные вещи – и в то же время историческое наследие, память о том времени, когда человек только начинал осваивать небо. Не зря мода на аутентичные реплики авиационных шлемов из натуральной кожи вспыхивает в каждом сезоне: символы мужества и романтики никогда не утратят актуальности.
Кожаный шлем Pilot B-6 из каталога Bison Store станет отличным зимним головным убором для всех, кто ценит тепло, комфорт и винтажные модели с богатым прошлым.