Самолёты МиГ-3. Истребители, защитившие небо Москвы в 1941-м
14.08.2022
У всех истребителей схожая судьба: взлетать, ввинчиваясь в ясное или хмурое небо, таять в нем едва заметной точкой. Вступать в скоротечный и жестокий воздушный бой с врагом. А затем снова стремиться к земле… и вот тут уже как повезет.
Один самолет прокатится по посадочной полосе и замрет на ее краю, чтобы вскоре снова подняться, чтобы летать далеко и долго в военное, а после в мирное время – и только через десятилетия тихо уйти на покой в окружении более совершенного молодого поколения. Другой же вспыхнет, сорвется в штопор, слепящей звездой прочертит небосклон и навсегда исчезнет за дальним лесом, лишь огненный сполох взметнется прощальным салютом.
Вот таким ярким мгновенным болидом промчался по истории российской авиации легендарный истребитель МиГ-3.
От декабря до декабря
Высотный истребитель МиГ-3 был запущен в серийное производство в декабре 1940 года – и снят с производства в декабре 1941 года. Очень короткая «карьера»!
Увы, при создании высотного истребителя не обошлось без политики и закулисных игр; впрочем, все как обычно. До сих пор мнения насчет почти детективной ситуации, сложившейся вокруг первых МиГов, кардинально расходятся.
Так, существовало в Советском Союзе опытно-конструкторское бюро во главе с Николаем Поликарповым, «королем истребителей», как называли его за уникальные авиационные разработки. Здесь было начато проектирование прототипа будущих МиГов, модели И-200. Работа шла полным ходом, но Поликарпову пришлось отбыть в длительную командировку в Германию для обмена техническим опытом. В его отсутствие ОКБ… разделили, образовав новую проектную организацию, куда ушли многие талантливые сотрудники, в том числе ведущий инженер Михаил Гуревич и Артем Микоян, ставший руководителем отделившейся структуры. Из первых букв их фамилий и образовалось название самолетов МиГ – наверное, самых прославленных воздушных машин.
Проект И-200 также достался новому ОКБ Микояна-Гуревича, тут его доводили до серийной модели МиГ-1, а затем и до «тройки». Но к лучшему или к худшему изменилась судьба МиГ-3? Одни эксперты считают, что именно молодые умы, вырвавшиеся из-под пресса ретрограда Поликарпова, совершили конструкторский прорыв. Другие уверены, что как раз Поликарпов непременно довел бы самолет до совершенства, и выпуск машин не ограничился бы каким-то жалким годом. Повисший в пустоте вопрос так и не имеет ответа, и вряд ли когда-нибудь будет его иметь.
МиГ-3, а почему у тебя такой острый нос?..
Потому что в самом начале октября 1940 года Совнарком СССР принял постановление об увеличении дальности полета всех советских истребителей, что отныне сойдут с заводских конвейеров. Уже успешно выпускаемый к тому времени самолет МиГ-1 пришлось срочно модифицировать: решения Совнаркома являлись документами, обязательными к немедленному исполнению, а сколько сил придется приложить и возможно ли это в принципе, никого не волновало.
Собственно, у задачи было единственное решение: поставить на машину еще один топливный бак. Но вот куда? Крылья были загружены до предела, да и в фюзеляже места почти не оставалось: техники шутили, что обслуживать самолет – это надо быть волшебником, с какой стороны ни сунься, везде какой-то агрегат или емкость. Бак на 250 литров все же «впихнули» в фюзеляж, но для этого пришлось удлинить раму, вытянув ее вперед: чтобы скорректировать и без того заваленный назад центр тяжести. Так и приобрел МиГ-3 узнаваемый с первого взгляда силуэт с длинным острым носом.
Еще и века не прошло со времен, когда «тройки» бороздили воздух, а читать описание конструкции самолета удивительно и странно. Носовая часть фюзеляжа и стабилизатор выполнены из металла, хвост и консоли крыльев – из дерева, рули обтянуты тканью... Никаких вам сверхлегких сплавов, сверхпрочных композитов и прочих прелестей более позднего военного самолетостроения. Но истребитель набирал высоту до 12 000 метров, разгонялся до 640 км/ч, имел тактическую дальность полета до 857 км, и на больших высотах был безусловным королем пространства.
В небе Москвы и России
На момент начала Великой Отечественной войны МиГ-3 были новейшими истребителями. Неудивительно, что именно они 22 июня 1941 года встретили в родном небе стаи вражеских самолетов, утюживших огнем приграничные территории. И понесли огромные потери. В западных военных округах на вооружении состояло 917 «троек»; на третий день войны их осталось 380.
Не для боя над самой землей предназначались эти самолеты! Они создавались, чтобы встречать врага на больших высотах, перехватывать и уничтожать, превосходя в скорости и маневренности. Они были бы отличными пограничными патрульными, звеньями службы ПВО (что и произошло вскоре). А близость к поверхности лишала их основных преимуществ... но это нисколько не мешало летчикам выполнять свой долг. И когда 22 июля 1941 года фашистская авиация совершила первый налет на Москву, МиГ-3 прикрыли столицу своими наполовину металлическими, наполовину деревянными фюзеляжами.
Список технических характеристик МиГ-3 обширен и длинен, хотя суть можно уложить в несколько фраз. Истребитель реально получился высотным: он прекрасно вел себя на высоте 5000-8000 метров, идеально выполнял вертикальные маневры, без проблем летал в любое время суток. Но ближе к земле машина начинала капризничать: становилась тяжелой в управлении и неповоротливой, предъявляла максимальные требования к мастерству пилота.
Сам по себе самолет был великолепен; потому знаменитый летчик-испытатель Степан Супрун подал идею сформировать авиационные полки на МиГ-3 из опытных испытателей. Инициатива себя оправдала, а подполковник Супрун, не дождавшись результатов своего предложения, погиб в воздушном бою 4 июля 1941 года; его похоронили жители деревни, возле которой упал самолет, могила была найдена только в 1960 году.
Иду на таран!
МиГ-3 встретили первые налеты фашисткой авиации на Москву в июле 1941 года и приняли самое активное участие в защите столицы. Немцы предпочитали бомбить город с высоты, ночами: именно та обстановка, где «тройки» вполне могли потягаться с налетчиками, даже уступая в вооружении.
22 июля 1941 года, когда немецкие самолеты впервые прорвалась к Москве, летчик испытатель Марк Галлай на МиГ-3 сбил бомбардировщик Dornier Do 215 и получил высокую награду – орден Красного Знамени. Марк пережил войну, освоил пилотирование 124 видов самолетов, работал с «гагаринской шестеркой», занимался наукой и литературой, и умер в почтенном возрасте восьмидесяти четырех лет.
В небе над укрытой светомаскировкой столицей пилоты истребителей еще раз доказали аксиому, отлично известную российским военным: конструктивные несовершенства машины компенсируются отвагой и умением человека.
Со времен Великой Отечественной войны дошел до нас документ: «Указание по воздушному бою летчиков-истребителей». В нем есть потрясающие строки: «Может сложиться такая обстановка, когда долг перед Родиной потребует от советского летчика немедленного тарана при действующем вооружении. Так, например, если бомбардировщик противника выходит на боевой курс для бомбардирования объекта государственного значения...» Пилоты МиГ-3 шли на тараны – но не по «Указанию», а по велению мужества, и отнюдь не только тогда, когда речь шла о «государственных объектах». Тяжелые истребители – три с половиной тонны при полном вооружении – оказались отлично подходящими для таранных ударов, причем не фатальных для летчика, а часто и для самолета: главное, выполнить маневр умело и правильно. Но и смертельный исход отнюдь не исключался, списки погибших пилотов авиационных истребительных полков становились все длиннее…
29 июля лейтенант Еремеев пошел на таран немецкого истребителя и сбил вражеский самолет, буквально «изрубив винтом». Летчик остался жив, благополучно приземлил свою машину на аэродроме. Он погиб через два месяца, 2 октября, в схватке с «мессерами», рвущимися к Москве.
МиГ-3 стал «боевым другом» Александра Покрышкина – летчика, прошедшего долгий путь от старшего лейтенанта к началу Великой Отечественной до маршала авиации, трижды героя Советского Союза. В 1941 году Покрышкин уже был асом, и стремительная, хотя и требовательная машина сразу пришлась ему по душе. На МиГ-3 он сбил свой первый «мессершмитт» 26 июня 1941 года.
Звездный след
МиГ-3 мелькнул в истории авиации ослепительной звездой, которая вспыхнула и погасла. Было выпущено немногим больше трех тысяч самолетов этой модели, и все они исполнили свое предназначение до конца. Достаточно сказать, что на сегодняшний день во всем мире есть только три действующих самолета МиГ-3, причем два из них – в России, найденные через десятилетия после войны в разрушенном состоянии и восстановленные в Новосибирске в 2006 и в 2020 годах. Машины были отправлены в Москву и теперь принимают участие в салонах МАКС и в военных парадах.
Что осталось еще? Память о победах, черно-белые архивные фотографии в сетке трещин, военные мемуары. И кожаные куртки-пилоты Bison Store – исторические аналоги униформы летчиков МиГ-3, защищавших Москву в далеком, но незабвенном 1941 году.