Главная / Статьи / Леонард Сеппала – герой своего времени

Леонард Сеппала – герой своего времени

Леонард Сеппала – герой своего времени
« Назад

«Бог собак», «король снежных трасс» – так его называли современники. Легендарный погонщик собачьих упряжек в снегах Аляски и не только, герой Великой гонки милосердия, серебряный призер зимней Олимпиады 1932 года, основоположник породы ездовых собак на основе сибирских лаек, знаменитых хаски. Человек, имя которого знала вся Америка и добрая половина мира.

Это сегодня пробеги ездовых псов считаются лишь экзотическим видом спорта. В начале XX века на суровом Севере собачья упряжка была всем: грузовым и пассажирским транспортом, почтой, связью, службой доставки, а во многих случаях единственным спасением для попавших в беду людей. В историю Леонард Сеппала вошел в первую очередь как погонщик, каюр, в местной речи – машер. Прирожденный, талантливый, творивший чудеса в управлении своими псами. «Невозможно описать словами, что происходило между ним и собаками: что-то сверхъестественное, вроде гипнотизма», – восхищенно вспоминал один из его безнадежно проигравших соперников в олимпийской гонке.

Читая рассказы о Сеппале-каюре, можно подумать, что он с раннего детства возился с четвероногими бегунами и буквально рос в нартах. Но нет же! Леонард впервые взял в руки шест погонщика, когда ему было двадцать четыре года, по тем временам в возрасте взрослого и уже немало повидавшего мужчины.

Долгая дорога в Ном

 norvegiya Бывает, что судьба ходит околицей, наставляя человека на путь истинный далеко не сразу. Когда на севере Норвегии, в деревне Скибонт на берегу Люнген-фьорда, в семье кузнеца-рыбака 14 сентября 1877 года родился мальчик – казалось очевидным, что и ему вслед за отцом уготовано орудовать кузнечным молотом и ловить рыбу в неласковом Норвежском море.

Так поначалу и было: с двенадцати лет Леонард ловко управлялся с отцовской лодчонкой, носившей гордое имя «Левиафан», к двадцати годам претендовал на звание мастера-кузнеца. Наверное, остался бы в родных краях, остепенился и завел семью, но девушка по имени Маргит, на которой он мечтал жениться, умерла. А в 1899 году с Аляски, где уже активно добывали золото, ненадолго приехал домой друг детства Сеппалы, Яфет Линдеберг – и позвал приятеля с собой. Уже не за ветреной удачей, как в начале «золотой лихорадки»: на работу в серьезную горнодобывающую компанию. В июне 1900 года Леонард купил билет на пароход и прибыл в аляскинский город Ном, где ему предстояло жить и прославиться.

Нарты с березовыми полозьями

Впрочем, до славы было еще далеко. А пока Сеппале приходилось привыкать к поездкам на «лошадиной тяге», очищать шлюзы на участках промывки золота, перекидывать лопатой отработанный гравий. Жизнь в Норвегии, при всех ее тяготах, начинала казаться сказкой, все чаще тянуло обратно. Ровно до тех пор, пока в декабре 1901 года Линдеберг не отправил Леонарда с группой каюров на прииск в девяноста милях от Нома.

Это была его первая поездка на собачьих упряжках. Первая и незабываемая. Много позже, записывая наиболее важные вехи своей жизни, Сеппала отмечал: «До сих пор перед моими глазами следы от легких нарт с березовыми полозьями – они настолько глубоко врезаны в память, что просто не могут стереться».

Рутинное деловое путешествие обернулось для Леонарда судьбоносным событием: он нашел свое истинное призвание и больше не изменял ему никогда.

«Сепп, ты суперчеловек!»

Сохранилось много фотографий Сеппалы – но вот парадокс, ни на одной из них не заметно, что великий погонщик был довольно мелким по телосложению. Его рост составлял всего 163 сантиметра, а вес не превышал 65 килограмм. На самом деле, такие физические данные для каюра только в плюс, а не в минус: чем меньше габариты погонщика, тем легче бежать собакам, а невысокие мужчины часто бывают очень гибкими и сильными. Сеппала относился как раз к таким; мог ради куража пройтись на руках или колесом по людной улице Нома, а напоследок закрутить двойное сальто. Лицо обрамляли каштановые вьющиеся волосы, которые он отбрасывал назад – или это делал встречный ветер на снежном маршруте.

Всю жизнь Леонард выглядел моложе своих лет, оставался стремительным и подвижным, в выносливости ему не было равных. Полсотни километров в день считалось среди каюров тяжелым переходом, тогда как Сеппала проходил и по сто, и по сто пятьдесят за сутки. Когда зимняя погода благоприятствовала, его упряжки за сезон могли пробежать 10-12 000 километров! «Сепп, ты суперчеловек», – говорили и друзья, и противники. Но погонщик был равнодушен к похвалам в свой адрес и искренне считал, что все дело в собаках, с которыми он ладил на запредельном уровне понимания.

Своя упряжка

 upryazhka Поначалу ездовыми собаками Леонарда были обычные дворняги. Но в его руках они становились великолепными работниками и перевозили такие грузы, какие были не под силу иным опытным, изначально выращенным «под постромки» псам. Собственная же профессиональная упряжка досталась каюру намного позже, практически случайно: в 1913 году друг и работодатель Яфет Линдеберг приобрел полтора десятка сук и щенков сибирских ездовых лаек, из которых хотел создать собачью команду в подарок знаменитому полярнику Руалю Амундсену – для путешествия к Северному полюсу. Воспитывать и дрессировать четвероногих питомцев он поручил Леонарду, давно доказавшему свой талант в общении с животными. Но Амундсен изменил планы, и тогда Яфет подарил собак Сеппале.

Уже через год Леонард попробовал выйти с воспитанниками на Аляскинские гонки... и с треском провалился, едва не угробив на трассе всю упряжку. Началась снежная буря, молодые псы сбились с пути, покалечили лапы, обморозились. Почти год Сеппала лечил и реабилитировал четвероногих друзей – и никогда больше не злоупотреблял безграничным доверием своих ездовых псов. «Собаки без тебя беспомощны, без собак ты мертв», – правило каюров, записанное кровью на белом полотне холодного Севера.

Но уже в следующем 1915 году Сеппала с блеском выиграл гонку «Всеаляскинского тотализатора», нахально обойдя ее отца-основателя и многолетнего лидера Аллана Скотти. И повторял свои победы еще дважды – в 1916 и 1917 годах.

Будни погонщика

В глазах жителей регионов, удаленных от Полярного круга, романтичный образ каюра складывался в основном по приключенческим книгам и фильмам. Литературные и экранные герои-погонщики мчались по снежной целине навстречу подвигам и авантюрам – а рутинная работа, которая в реальности занимала три четвертых времени, неизменно оставалась «за кадром».

Рыба, которой кормили собак в пути, с неба не падала: короткое лето уходило на заготовку сушеного лосося, богатого необходимыми животным жирами и белками. Пока упряжки оставались дома, еда была богаче и разнообразнее – и ее нужно было готовить. Для собак следовало устроить вольеры и поддерживать их в порядке, регулярно осматривать четвероногих работников, чтобы не пропустить начало вирусного заболевания, способного выкосить все поголовье, лечить травмы и прочие недуги. Следить за составлением пар для получения лучшего потомства, ухаживать за беременными суками и щенками, воспитывать и дрессировать молодняк. А еще покупать, изготавливать, чинить упряжь и нарты...

В 1905 году Леонард Сеппала женился на молодой бельгийке Констанс, приехавшей в Ном; это был единственный брак для них обоих на всю долгую жизнь. Констанс примирилась с тем, что главное место среди приоритетов Сеппалы всегда занимали собаки, и помогала мужу, чем могла – без обид и упреков. И сетовала лишь на то, что никак не удавалось навести порядок в гостиной: там вечно «валялись упряжь, веревки, части нарт и прочее снаряжение, требовавшее ремонта».

И завернуть в одеяла

Ну а собственно поездки на собачьих упряжках? Каюры утверждали, что движение – самая легкая часть их труда. А вот когда через 8-10 часов пути приходило время остановки... собак требовалось накормить, не допуская раздоров и драк. Напоить – воду таскали из прорубленных во льду полыней или топили на костре. По возможности сварить псам горячую еду, густую и жирную мясную либо рыбную похлебку. Осмотреть лапы. Сделать мышечный массаж; да-да, как в салоне! Заготовить лапник для подстилки, чтоб ночевка в снегу не забирала ресурсы тепла, а на очень сильном морозе – зимой на Аляске и минус 50оС бывает – даже завернуть собак в одеяла.

Только после этого погонщик ел сам: разогретые бобы, измельченное мясо, сухари, размоченные в чае или просто в кипятке. А затем проваливался в сон, чтобы утром первым делом проверить упряжь и нарты, поставить псов в постромки и продолжить путь.

Леонард Сеппала не считал обязанности каюра непосильной работой. Он жил этим.

Великая гонка

 gonki Зима 1925 года едва не обернулась для Нома катастрофой. В городе вспыхнула эпидемия дифтерии, и только беспримерный подвиг погонщиков и собак, всего за пять с половиной суток по эстафете доставивших антидифтерийную сыворотку за тысячу километров из Ненаны, в жесточайшие ветра и морозы, позволил предотвратить трагедию. В истории человечества эти дни навсегда остались как Великая гонка милосердия.

К тому моменту Сеппале исполнилось уже 47 лет. Но он был все также бодр и полон сил, как в день, когда впервые ступил с трапа корабля на землю Аляски. Собственно, сама мысль о доставке антидота на собачьих упряжках возникла у членов городского совета Нома лишь потому, что существовал Леонард Сеппала с его уникальным опытом каюра и невероятными собаками; решение организовать полноценную эстафету было только продолжением начальной идеи.

По плану, Сеппале полагалось проехать почти пятьсот километров – что он и сделал, причем дважды преодолев неверные льды залива Нортона, чтобы сократить время в пути. Самый длинный перегон, самые тяжелые условия, в том числе подъем на горный хребет... Сеппала и его собачья команда справились. И не их вина, что сиюминутная слава досталась последнему участнику эстафеты, а заслуги Того – вожака упряжки Леонарда – были оценены по достоинству значительно позже.

Путешествия и встречи

Точнее, позже пришла мировая известность, а Америка узнала и полюбила Того почти сразу: в 1926 году Сеппала вместе со своими четырехлапыми питомцами отправился в длительное турне по штатам. Сам погонщик вовсе не был расстроен, что на пьедестал почета после остановленной эпидемии возвели Гуннара Каасена, доставившего сыворотку в Ном на последнем этапе. Но вот с тем, что должных почестей не досталось его любимцу Того, «лучшему из вожаков, которые когда-либо были и будут», он примириться не смог – турне стало компенсацией этой обиды и одновременно демонстрацией возможностей породы сибирских ездовых псов, разведением которых занимался Сеппала.

Путешествие проходило отлично, в городах команду встречали бурными приветствиями, собаки катали детей в парках и охотно показывали слаженность действий в упряжке. Того в избытке досталось внимания и восхищения. А в конце поездки, уже в 1927 году, произошла знаменательная встреча двух заводчиков и каюров: Леонарда Сеппалы и Артура Уолдена, создателя породы чинук.

Не все решает размер

С 1922 года, когда Уолден убедил власти Новой Англии организовать регулярные соревнования собачьих упряжек, он и его крупные псы не знали на них поражений. Неудивительно, что Сеппала захотел принять участие в гонке, хотя и получил в результате массу насмешек: его мелких в сравнении с чинуками собак презрительно называли «сибирскими крысами». Леонард обратился к судейской комиссии с просьбой взять на трассу не восемь, как предписывали правила, а хотя бы десяток собак – с учетом того, что по весу они были на 15-20 кг легче соперников, – но ему категорически отказали.

Так он и вышел на старт: с упряжкой из восьми небольших псов, которые к тому же за последний год ни разу не бегали по снежным маршрутам, занимаясь исключительно выставочной работой. И – обогнал Артура Уолдена на чистые семь минут на финише! Говорят, именно с тех пор Уолден потерял интерес к разведению чинуков и подался в полярные исследователи...

Традиционная для Сеппалы ситуация: практически на всех гонках, где его раньше не знали, соперники не принимали нового противника всерьез, а зрители делали ставки на поражение – ни каюр, ни ездовые псы не производили должного впечатления. В записях Леонарда есть воспоминание, как однажды после блестящего финиша к нему подошел человек такого же небольшого роста, окинул взглядом и сказал: «Немного же у тебя есть, кроме твоих мелких шерстяных крыс. Я сам невелик, потому мне всегда нравились крупные люди и крупные псы. Но сегодня я заплатил тысячу двести долларов, чтобы узнать – далеко не все решает размер».

Олимпийское серебро

Упряжка Сеппалы три года подряд выигрывала соревнования в Новой Англии, побеждала на международных гонках в Квебеке и много где еще. Увы, легендарному каюру не удалось взять «золото» в показательном заезде на Олимпийских играх; хотя на это событие тоже можно посмотреть под разными углами.

Зимняя Олимпиада 1932 года в Лейк-Плэсиде была единственной за всю историю игр, включавшей гонки на собачьих упряжках – пусть и в качестве демонстрационного мероприятия. На старт трассы протяженностью 40,5 км вышли пять канадских и семь американских участников. Первое место досталось канадцу Эмилю Сен-Годару, Сеппала пришел вторым и получил серебряную медаль. Но давайте посмотрим на время: в первой гонке упряжка Сеппалы проиграла лидеру всего лишь 1 минуту 29 секунд. А бронзовый призер отстал от собак Леонарда на 12 минут и 47 секунд. Первое – случайность, второе – закономерность.

«Вниз по пологому склону...»

Закатную половину своей жизни Леонард Сеппала делил между Аляской, Новой Англией и Сиэтлом, близ которого купил дом. Он работал в горнодобывающей компании, занимался усовершенствованием породы хаски в специально созданном питомнике, делился бесценным опытом работы с собаками. Его до предела насыщенная жизнь закончилась в преклонные 89 лет. Констанс Сеппала пережила мужа на два года. Супруги похоронены в Номе – городе, ставшем их судьбой.

Лучшей эпитафией легендарному каюру, человеку великого мужества и упорства в достижении цели, стали его собственные слова, записанные за порогом восьмидесятилетия: «Моя дорога бывала трудной, но ее окончание кажется легким: вниз по пологому склону, к уютному постоялому двору. Приближаясь к концу пути, я верю – там ожидает меня Того и другие мои друзья. И я знаю, что все будет хорошо».

В современном Номе есть улица, названная в честь Сеппалы. Имя Сеппалы носит гуманитарная премия – ее присуждают за достижения в воспитании ездовых собак. На родине Леонарда, в норвежском городе Скибонт, стоит небольшой мемориал. В 2019 году на экраны вышел фильм «Того» о Сеппале и главной собаке его жизни. О великом каюре вспоминают на каждой Айдитародской гонке – соревнованиях, учрежденных в честь героического антидифтерийного пробега 1925 года. Собаки породы хаски пользуются огромным вниманием и становятся настоящими друзьями своим хозяевам.

А в коллекцию Bison Store входит кожаная «аляска» Leo Seppala с капюшоном, отороченным густым мехом чернобурки, и кожаной нашивкой dogsled – что означает «собачья упряжка». Для тех, кто понимает: меняются только времена, но не понятия о мужестве и героизме.

Лого


Cтатьи по теме
Польза натуральной овчины для здоровья
16.09.24
Польза натуральной овчины для здоровья
Овчина – один из древнейших материалов, используемых человеком на протяжении 7 тысячелетий. Благодаря уникальным свойствам (способность сохранять тепло,...
Gardner Roadster история
29.08.24
Gardner Roadster история
Рассел Гарднер, родом из штата Теннесси, в начале XX века являлся крупным производителем гужевого вида транспорта, бизнесменом и мультимиллионером. Созданная им в...
Истребитель Supermarine «Spitfire»
19.08.24
Истребитель Supermarine «Spitfire»
Supermarine «Spitfire» считается одним из лучших истребителей Великобритании времен Второй Мировой войны. Его название настолько знакомо всем англичанам, что уже...
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
19.08.24
Летные куртки советских пилотов: история, особенности и значение
В Советском Союзе униформа военнослужащих всегда имела особое значение, отражая как функциональные, так и идеологические аспекты. Лётные куртки советских...
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х
18.07.24
Crocker Small Tank: забытая легенда 30-х

Harley Davidson всегда становится главным образом золотого века эпохи мотостроения. Настоящая легенда мотоциклетного мира, воплощение американской мечты. Однако в 1936...

Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup
18.07.24
Brickyard 400 - самая американcкая гонка NASCAR Cup

Brickyard 400 - серия в популярном гоночном первенстве США. В 2024 году культовое событие происходило в Индианаполисе на трассе «Индианаполис Мотор Спидвей»....

История Varsity Jacket
14.06.24
История Varsity Jacket
Бейсбольные куртки Letterman, Varsity Jacket, College Jacket – эффектный символ американской культуры. Изначально они появились в качестве униформы Лиги плюща, но быстро...
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
27.05.24
Тактический бомбардировщик General Dynamics F-111 Aardvark
General Dynamics F-111 – американский 2-х местный истребитель-бомбардировщик. Самолёт стал первым серийным экземпляром, оснащённым крылом изменяемой стреловидности,...
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж
15.04.24
«Трехцветные стрелы» ВВС Италии: цель – высший пилотаж

Самолеты замерли на взлетной полосе. Десять ярко-синих машин с трехцветными полосами на фюзеляжах и крыльях, выстроенные в две идеально прямые линии. Гул...

Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну
21.02.24
Штурмовик Ил-2: самолет, выигравший войну

Биография Ил-2 – «летающего танка» – началась со смелой и даже эпатажной для своего времени мысли, которая пришла в светлую голову легендарного...